Учебные материалы по экономике | Типовая учебная программа по основам менеджмента | Ekonomistu5
Вузы по экономике Готовые работы по экономике Как писать работы по экономике Примеры решения задач Решить задачу online

Типовая учебная программа по основам менеджмента


ТИПОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

«Основы Менеджмента»

Содержание стр.

1.Пояснительная записка

Настоящая Типовая учебная программа по дисциплине «Основы ме­неджмента» разработана в соответствии с Типовым учебным планом и обра­зовательной учебной программой(приказ МОН РК№150 от «24» апреля 2013 года) технического и профессионального образования по специальности 0516000 — Финансы (по отраслям).

Настоящая Типовая учебная программа предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки и обязательному миниму­му содержания по дисциплине «Основы менеджмента» и является основной для разработки рабочей учебной программы учебными заведениями техниче­ского и профессионального образования.

Формы организации познавательной деятельности носят рекомендательный характер.

Настоящая Типовая учебная программа предусматривает изучение тео­ретико-методологических основ управления, функций управления, методов управления производством и трудовыми ресурсами и другие.

Настоящая Типовая учебная программа базируется на знаниях, умениях и навыках обучающихся по дисциплинам «Основы экономической теории», «Основы маркетинга».

Настоящая Типовая учебная программа предусматривает проведение практических занятий, которые способствуют более успешному усвоению учебного материала, приобретению навыков в решении практических задач.

При реализации настоящей Типовой учебной программы рекомендуется использовать дидактические и наглядные пособия: электронные учебники, учебные и учебно-методические пособия, согласованные и (или) разработан­ные учебно-методическим объединением по профилю «Экономика и управ­ление».

При разработке рабочей учебной программы организация образования имеет право:

—  изменять до 25 % объема учебного времени для циклов и дисциплин при сохранении суммарного объема учебного времени, отведенного на освое­ние профессиональной учебной программы;

—  выбирать различные технологии обучения, формы, методы организации и ( контроля учебного процесса (Государственный общеобязательный стандарт технического и профессионального образования, ПП РК №1080 от 23.08.2012г.);

—  вносить обоснованные изменения в последовательность изучения программного материала;

—  заменять отдельные практические занятия другими, сходными по содержанию.

Перечень разделов и тем может быть изменен (в том числе за счет ре­зервного времени) в сторону углубления и/или расширения изучаемых тем,

разделов, в том числе за счет введения регионального компонента, учиты­вающего требования работодателей и местные условия.

2 Планируемые результаты обучения дисциплине

Компетенции,

запланированные в Типовом учеб­ном плане и образовательной про­грамме

Результаты,

запланированные в типовой учебной программе

В результате изучения дисциплины, обучающиеся должны обладать следующими компетенциями: базовыми:

БК 1. Организовывает собственную деятельность, выбирает типовые ме­тоды и способы выполнения профес­сиональных задач, оценивает их эф­фективность и качество;

БК 2. Решает проблемы, оценивает риски и принимает решения в не­стандартных ситуациях;

БК 3.Осуществляет поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профес­сиональных задач, профессионально­го и личностного развития;

БК 4. Использует информационно­коммуникационные технологии для совершенствования профессиональ­ной деятельности;

БК 5. Ориентируется в условиях об­новления технологий в профессио­нальной деятельности;

БК 6. Работает в коллективе и коман­де, эффективно общается с руково­дством, коллегами, потребителями

профессиональными:

ПК 3.1.7. Участвует в разработке и внедрении мероприятий по повы­шению прибыльности производства и реализации продукции, эффективно­сти использования собственных обо­ротных средств, средств государст­венного бюджета

В результате изучения

дисциплины обучающиеся:

знают:

—  основные определения менедж­мента, объекты управления;

—  общие характеристики организа­ций и виды организаций;

—  уровни управления;

—  школы управленческой мысли, подходы к управлению

—  среду организации;

—  элементы и этапы процесса комму­никации, виды решений и подходы к принятию решений

умеют:

—  анализировать переменные и внеш­ние факторы организации, оказы­вающие воздействие на эффектив­ность ее деятельности;

отличать юридическую и социальную ответственность орга­низации;

повышать эффективность информационных обменов

приобрели навыки:

—  организации собственной деятель­ности, выбора типовых методов и способов выполнения профессио­нальных задач, оценки их эффек­тивности и качества;

поиска и использования информа­ции, необходимой для эффективно — го выполнения профессиональных задач, профессионального и лично­стного лично­стного развитая

компетентны:

—  в вопросах современного менедж­мента

знают:

—  сущность и функции стратегиче­ского планирования;

—  организацию взаимодействия и полномочия;

—  подходы к формированию струк­туры организации;

—  современные теории мотивации, виды контроля;

—  этапы управления трудовыми ре­сурсами;

—  назначение операционной системы организации и операционные функ­ции

умеют:

применять различные под­ходы к принятию решений;

осуществлять делегирова­ние полномочий и задач;

осуществлять SWOT-

анализ;

—  применять различные модели моти­вации и меры контроля в практике управления; производственных процессов

—  применять различные модели моти­вации и меры контроля в практике управления;

—  учитывать юридические ограниче­ния при планировании трудовых ресурсов, проектировании изделий и производственных процессов

приобрели навыки:

-работы в коллективе и команде, эффективного общения с руководством, коллегами, потребителями;

-определения задач профессионального и личного развития

Компетенты:

— в выборе методов планирования и организации работы структурного подразделения;

— в особенностях менеджмента в области профессиональной деятельноси

3.Тематический план и содержание дисциплины

3.1Тематический план

количество учебного времени при очной форме обучения (час)

наименование разделов и тем

Специалистсреднего звена

На базе

основног

осреднего

на базе

общего

среднего

Раздел 1.Элементы организации и процесса управления

10

10

1

Тема 1.1Предмет и задачи менеджмента. Со­временный менеджмент

*

*

2

Тема 1.20рганизация. Успешное управление. •- Среда организации

*

*

3

Тема 1.3 Социальная ответственность и этика. Коммуникации

*

*

Раздел 2.Связующие процессы

10

10

4

Тема 2.1Принятие решений. Модели и методы принятия решений

*

*

5

Тема 2.2 Организация взаимодействия и полномочия. Построение организации

*

*

Раздел З. Функции управления

20

20

6

Тема 3.1 Стратегическое планирование. Планирование реализации стратегии

*

*

8

Тема 3.2 Мотивация. Контроль. Групповая ди­намика, руководство, лидерство

*

*

7

Тема 3.3 Управление конфликтами, изменениями, стрессами

*

*

8

Тема 3.4 Управление трудовыми ресурсами

*

*

9

Тема 3.5 Управление производством

*

*

Всего по дисциплине

40

40

3.2 Содержание типовой учебной программы дисциплины

РАЗДЕЛ 1. Элементы организации и процесса управления

Тема 1.1 Предмет и задачи менеджмента.

Современный менеджмент

Менеджмент как наука об управлении. Развитие менеджмента как нау­ки. Школы и подходы в менеджменте. Научное управление. Классическая школа в управлении. Школа науки управления (количественный подход).

Этапы развитая менеджмента. Современный этап развития менеджмен­та. Подходы к управлению. Тенденции развития современного менеджмента. Основные центры его развития.

Тема 1.2 Организация. Успешное управление. Среда организации

Организация. Виды и типы организаций. Общие характеристики орга­низаций. Менеджеры. Суть управленческой деятельности. Общие факторы в деятельности руководителя. Уровни управления. Успешное управление, его составляющие компоненты.

Внутренняя среда организации, внутренние переменные (цели, структу­ра, задачи, технология, люди). Взаимосвязь внутренних переменных. Систем­ная модель внутренних переменных.

Внешняя среда, ее значение. Характеристики внешней среды. Факторы прямого и косвенного воздействия.

Тема 1.3 Социальная ответственность и этика. Коммуникации

Роль бизнеса в обществе, социальная ответственность на практике. Док­трина капиталистической благотворительности. Аргументы «за» и «против» социальной ответственности. Социальная ответственность предприятий перед обществом. Этика и социальная ответственность, этические нормативы. По­вышение показателей этичности поведения.

Коммуникация, виды коммуникаций. Коммуникационный процесс, его элементы и основные этапы. Пути преодоления преград при осуществлении межличностных коммуникаций.

РАЗДЕЛ 2.Связующие процессы

Тема 2.1 Принятие решений.

Модели и методы принятия решений

Принятие решений, виды решений, подходы к принятию решений. Эта­пы рационального решения проблем. Релевантная информация. Факторы, влияющие на принятие решений.

Наука управления. Моделирование. Методы принятия решений. Мето­ды прогнозирования.

Тема 2.2 Организация взаимодействия и полномочия.

Построение организации

Выбор структуры. Альтернативные подходы к формированию структу­ры организации в целом. Основные типы бюрократических и не бюрократи­ческих организационных структур. Департаментализация. Централизация и децентрализация полномочий как основной процесс в организации. Полномо­чия и их виды. Линейные, штабные (аппаратные) полномочия. Ограничение нормы управляемости.

Практическое занятие

Построение и оценка соответствия организационной структуры управ­ления фирм (предприятий) различных организационно-правовых форм вы­полняемым функциям, целям и стратегии организации.

РАЗДЕЛ 3. Функции управления

Тема 3.1 Стратегическое планирование.

Планирование реализации стратегии

Стратегическое планирование. Ключевые компоненты стратегического планирования. Миссия, цели организации. Анализ внешней и внутренней среды. Стратегические альтернативы. Выбор, реализация и оценка альтерна­тивы. Взаимосвязь стратегии со структурой.

Реализация стратегического плана. Управление реализацией стратеги­ческого плана, контроль его выполнения. Бюджеты. Управление по целям (managementbyobjectives— МВО). Эффективность программ МВО. Оценка стратегического плана.

Тема 3.2 Мотивация. Контроль.

Групповая динамика, руководство, лидерство

Мотивация. Современные теории мотивации. Содержательные и про­цессуальные теории мотивации. Теория мотивации через потребности. Тео­рия ожидания и справедливости. Комплексная модель Портера — Лоулера. Роль денег в мотивации. Мотивация подчиненных. Мотивация работников в современных условиях.

Контроль как функция управления. Виды контроля. Этапы процесса контроля. Взаимосвязь этапов контроля с планированием. Поведенческие ас­пекты контроля. Характеристика эффективного контроля. Информационно — управляющие системы в планировании и контроле.

Группы и их значение. Формальные организации и их характеристики. Преимущества и недостатки неформальной организации. Управление лидер­ством. Подходы с позиции личных качеств. Формы власти и влияния. Стиль управления.

Практическое занятие

Определение форм власти и методов влияния на основе анализа ситуа­ций.

Тема 3.3 Управление конфликтами, изменениями, стрессами

Природа конфликта в организации. Типы конфликта. Причины кон­фликта. Управление конфликтной ситуацией.

Управление изменениями. Природа стресса. Причины стресса. Методы понижения стресса.

Тема 3.4 Управление трудовыми ресурсами

Формирование трудовых ресурсов. Планирование потребности в трудо­вых ресурсах. Отбор кадров.

Развитие трудовых ресурсов. Профессиональная ориентация и социаль­ная адаптация в коллективе. Повышение качества трудовой жизни. Совер­шенствование организации труда.

Тема 3.5 Управление производством

Системный подход к управлению операциями. Этика в управлении про­изводством.

Управление проектами. Оперативное управление производством.

Комплексный подход к вопросам производительности. Управление по критерию производительности.

Практическое занятие

Определение показателей производительности труда.

 

4  Контроль планируемого результата обучения

Контроль освоения типовой учебной программы по дисциплине «Основы менеджмента» предусматривает проведение промежуточной аттестации, основной формой которой является зачет.

При реализации настоящей типовой учебной программы предусмотрено проведение 1зачета.

При составлении рабочих учебных программ учебным заведениям необходимо разработать практические работы и задания в тестовой форме.

Тестовые задания должны быть представлены по разделам, темам и иметь три основных уровня сложности (минимальный, средний и сложный).

В тестах должны быть включены вопросы по следующим разделам:

Название разделов

минимальный

средний

сложный

Раздел 1 .Элементы организации и процесса управления

8%

8%

8%

Раздел 2.Связующие процессы

8%

8%

8%

Раздел 3.Функции управления

17%

17%

18%

Всего

100%

5 Литература и средства обучения

Основная литература:

1.  БалашовА. П. Основыменеджмента, — М.: Вузовскийучебник, 2011г.

2.  ГрибовВ. Д. Менеджмент, — М.: КНОРУС, 2009г

3.  БельгимбаевА. К., РахимбаевА. Б., Менеджмент, — Алматы: Зац одебиетт, 2009г.

4.  Дятлов А. Н., Плотников М. В., Мутовин И. А. Общий менеджмент: концеп­ции и комментарии, М.: Альпина Бизнес Букс, 2007г.

5.  Мескон М., Альберт М., ХедоуриФ. Основы менеджмента, — М.: Де­ло,2005г.

6.  Кузнецов Ю. В., Подлесных В. И. Основы менеджмента, — СПб.: Олбис, 1997г.

7.  Кабушкин Н. И. Основы менеджмента,-Мн.: Экономпресс, 1997г.

8.  Герчиков И. Менеджмент, — М.: ЮНИТИ, 1994г.

Дополнительная литература:

1.  Уткин Э. А., Кочеткова А. И. Практикум по курсу менеджмента, — М.: Зер­цало, 1998г.

2.  Брэддик У. Менеджмент в организации, —М.: ИНФА-М, 1997г.

3.  Ахметжанов Э. Р. Психологические тесты. — М.: 1995г.

4.  Кричевский Р. Если вы руководитель, — М.: Дело, 1993г.

5.  Кузьмин И. Психотехнологи и менеджмент, — М.: 1992г.

Перечень рекомендуемых средств обучения:

1.  Законодательные и нормативные акты РК

2.  Программное обеспечение

3.  Наглядные пособия

4.  Интернет-ресурсы

5.  Интерактивное оборудование

Наташа

Автор

Наташа — контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нефрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Распродажа дипломных

 Скидка 30% по промокоду Diplom2020