Типовая учебная программа по основам менеджмента
ТИПОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
«Основы Менеджмента»
Содержание стр.
1.Пояснительная записка
Настоящая Типовая учебная программа по дисциплине «Основы менеджмента» разработана в соответствии с Типовым учебным планом и образовательной учебной программой(приказ МОН РК№150 от «24» апреля 2013 года) технического и профессионального образования по специальности 0516000 — Финансы (по отраслям).
Настоящая Типовая учебная программа предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки и обязательному минимуму содержания по дисциплине «Основы менеджмента» и является основной для разработки рабочей учебной программы учебными заведениями технического и профессионального образования.
Формы организации познавательной деятельности носят рекомендательный характер.
Настоящая Типовая учебная программа предусматривает изучение теоретико-методологических основ управления, функций управления, методов управления производством и трудовыми ресурсами и другие.
Настоящая Типовая учебная программа базируется на знаниях, умениях и навыках обучающихся по дисциплинам «Основы экономической теории», «Основы маркетинга».
Настоящая Типовая учебная программа предусматривает проведение практических занятий, которые способствуют более успешному усвоению учебного материала, приобретению навыков в решении практических задач.
При реализации настоящей Типовой учебной программы рекомендуется использовать дидактические и наглядные пособия: электронные учебники, учебные и учебно-методические пособия, согласованные и (или) разработанные учебно-методическим объединением по профилю «Экономика и управление».
При разработке рабочей учебной программы организация образования имеет право:
— изменять до 25 % объема учебного времени для циклов и дисциплин при сохранении суммарного объема учебного времени, отведенного на освоение профессиональной учебной программы;
— выбирать различные технологии обучения, формы, методы организации и ( контроля учебного процесса (Государственный общеобязательный стандарт технического и профессионального образования, ПП РК №1080 от 23.08.2012г.);
— вносить обоснованные изменения в последовательность изучения программного материала;
— заменять отдельные практические занятия другими, сходными по содержанию.
Перечень разделов и тем может быть изменен (в том числе за счет резервного времени) в сторону углубления и/или расширения изучаемых тем,
разделов, в том числе за счет введения регионального компонента, учитывающего требования работодателей и местные условия.
2 Планируемые результаты обучения дисциплине
Компетенции, запланированные в Типовом учебном плане и образовательной программе |
Результаты, запланированные в типовой учебной программе |
В результате изучения дисциплины, обучающиеся должны обладать следующими компетенциями: базовыми: БК 1. Организовывает собственную деятельность, выбирает типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивает их эффективность и качество; БК 2. Решает проблемы, оценивает риски и принимает решения в нестандартных ситуациях; БК 3.Осуществляет поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; БК 4. Использует информационнокоммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; БК 5. Ориентируется в условиях обновления технологий в профессиональной деятельности; БК 6. Работает в коллективе и команде, эффективно общается с руководством, коллегами, потребителями профессиональными: ПК 3.1.7. Участвует в разработке и внедрении мероприятий по повышению прибыльности производства и реализации продукции, эффективности использования собственных оборотных средств, средств государственного бюджета |
В результате изучения дисциплины обучающиеся: знают: — основные определения менеджмента, объекты управления; — общие характеристики организаций и виды организаций; — уровни управления; — школы управленческой мысли, подходы к управлению — среду организации; — элементы и этапы процесса коммуникации, виды решений и подходы к принятию решений умеют: — анализировать переменные и внешние факторы организации, оказывающие воздействие на эффективность ее деятельности; отличать юридическую и социальную ответственность организации; повышать эффективность информационных обменов приобрели навыки: — организации собственной деятельности, выбора типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценки их эффективности и качества; поиска и использования информации, необходимой для эффективно — го выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного личностного развитая компетентны: — в вопросах современного менеджмента знают: — сущность и функции стратегического планирования; — организацию взаимодействия и полномочия; — подходы к формированию структуры организации; — современные теории мотивации, виды контроля; — этапы управления трудовыми ресурсами; — назначение операционной системы организации и операционные функции умеют: применять различные подходы к принятию решений; осуществлять делегирование полномочий и задач; осуществлять SWOT- анализ; — применять различные модели мотивации и меры контроля в практике управления; производственных процессов — применять различные модели мотивации и меры контроля в практике управления; — учитывать юридические ограничения при планировании трудовых ресурсов, проектировании изделий и производственных процессов приобрели навыки: -работы в коллективе и команде, эффективного общения с руководством, коллегами, потребителями; -определения задач профессионального и личного развития Компетенты: — в выборе методов планирования и организации работы структурного подразделения; — в особенностях менеджмента в области профессиональной деятельноси |
3.Тематический план и содержание дисциплины
3.1Тематический план
№ |
количество учебного времени при очной форме обучения (час) |
||
наименование разделов и тем |
Специалистсреднего звена |
||
На базе основног осреднего |
на базе общего среднего |
||
Раздел 1.Элементы организации и процесса управления |
10 |
10 |
|
1 |
Тема 1.1Предмет и задачи менеджмента. Современный менеджмент |
* |
* |
2 |
Тема 1.20рганизация. Успешное управление. •- Среда организации |
* |
* |
3 |
Тема 1.3 Социальная ответственность и этика. Коммуникации |
* |
* |
Раздел 2.Связующие процессы |
10 |
10 |
|
4 |
Тема 2.1Принятие решений. Модели и методы принятия решений |
* |
* |
5 |
Тема 2.2 Организация взаимодействия и полномочия. Построение организации |
* |
* |
Раздел З. Функции управления |
20 |
20 |
|
6 |
Тема 3.1 Стратегическое планирование. Планирование реализации стратегии |
* |
* |
8 |
Тема 3.2 Мотивация. Контроль. Групповая динамика, руководство, лидерство |
* |
* |
7 |
Тема 3.3 Управление конфликтами, изменениями, стрессами |
* |
* |
8 |
Тема 3.4 Управление трудовыми ресурсами |
* |
* |
9 |
Тема 3.5 Управление производством |
* |
* |
Всего по дисциплине |
40 |
40 |
3.2 Содержание типовой учебной программы дисциплины
РАЗДЕЛ 1. Элементы организации и процесса управления
Тема 1.1 Предмет и задачи менеджмента.
Современный менеджмент
Менеджмент как наука об управлении. Развитие менеджмента как науки. Школы и подходы в менеджменте. Научное управление. Классическая школа в управлении. Школа науки управления (количественный подход).
Этапы развитая менеджмента. Современный этап развития менеджмента. Подходы к управлению. Тенденции развития современного менеджмента. Основные центры его развития.
Тема 1.2 Организация. Успешное управление. Среда организации
Организация. Виды и типы организаций. Общие характеристики организаций. Менеджеры. Суть управленческой деятельности. Общие факторы в деятельности руководителя. Уровни управления. Успешное управление, его составляющие компоненты.
Внутренняя среда организации, внутренние переменные (цели, структура, задачи, технология, люди). Взаимосвязь внутренних переменных. Системная модель внутренних переменных.
Внешняя среда, ее значение. Характеристики внешней среды. Факторы прямого и косвенного воздействия.
Тема 1.3 Социальная ответственность и этика. Коммуникации
Роль бизнеса в обществе, социальная ответственность на практике. Доктрина капиталистической благотворительности. Аргументы «за» и «против» социальной ответственности. Социальная ответственность предприятий перед обществом. Этика и социальная ответственность, этические нормативы. Повышение показателей этичности поведения.
Коммуникация, виды коммуникаций. Коммуникационный процесс, его элементы и основные этапы. Пути преодоления преград при осуществлении межличностных коммуникаций.
РАЗДЕЛ 2.Связующие процессы
Тема 2.1 Принятие решений.
Модели и методы принятия решений
Принятие решений, виды решений, подходы к принятию решений. Этапы рационального решения проблем. Релевантная информация. Факторы, влияющие на принятие решений.
Наука управления. Моделирование. Методы принятия решений. Методы прогнозирования.
Тема 2.2 Организация взаимодействия и полномочия.
Построение организации
Выбор структуры. Альтернативные подходы к формированию структуры организации в целом. Основные типы бюрократических и не бюрократических организационных структур. Департаментализация. Централизация и децентрализация полномочий как основной процесс в организации. Полномочия и их виды. Линейные, штабные (аппаратные) полномочия. Ограничение нормы управляемости.
Практическое занятие
Построение и оценка соответствия организационной структуры управления фирм (предприятий) различных организационно-правовых форм выполняемым функциям, целям и стратегии организации.
РАЗДЕЛ 3. Функции управления
Тема 3.1 Стратегическое планирование.
Планирование реализации стратегии
Стратегическое планирование. Ключевые компоненты стратегического планирования. Миссия, цели организации. Анализ внешней и внутренней среды. Стратегические альтернативы. Выбор, реализация и оценка альтернативы. Взаимосвязь стратегии со структурой.
Реализация стратегического плана. Управление реализацией стратегического плана, контроль его выполнения. Бюджеты. Управление по целям (managementbyobjectives— МВО). Эффективность программ МВО. Оценка стратегического плана.
Тема 3.2 Мотивация. Контроль.
Групповая динамика, руководство, лидерство
Мотивация. Современные теории мотивации. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Теория мотивации через потребности. Теория ожидания и справедливости. Комплексная модель Портера — Лоулера. Роль денег в мотивации. Мотивация подчиненных. Мотивация работников в современных условиях.
Контроль как функция управления. Виды контроля. Этапы процесса контроля. Взаимосвязь этапов контроля с планированием. Поведенческие аспекты контроля. Характеристика эффективного контроля. Информационно — управляющие системы в планировании и контроле.
Группы и их значение. Формальные организации и их характеристики. Преимущества и недостатки неформальной организации. Управление лидерством. Подходы с позиции личных качеств. Формы власти и влияния. Стиль управления.
Практическое занятие
Определение форм власти и методов влияния на основе анализа ситуаций.
Тема 3.3 Управление конфликтами, изменениями, стрессами
Природа конфликта в организации. Типы конфликта. Причины конфликта. Управление конфликтной ситуацией.
Управление изменениями. Природа стресса. Причины стресса. Методы понижения стресса.
Тема 3.4 Управление трудовыми ресурсами
Формирование трудовых ресурсов. Планирование потребности в трудовых ресурсах. Отбор кадров.
Развитие трудовых ресурсов. Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе. Повышение качества трудовой жизни. Совершенствование организации труда.
Тема 3.5 Управление производством
Системный подход к управлению операциями. Этика в управлении производством.
Управление проектами. Оперативное управление производством.
Комплексный подход к вопросам производительности. Управление по критерию производительности.
Практическое занятие
Определение показателей производительности труда.
4 Контроль планируемого результата обучения
Контроль освоения типовой учебной программы по дисциплине «Основы менеджмента» предусматривает проведение промежуточной аттестации, основной формой которой является зачет.
При реализации настоящей типовой учебной программы предусмотрено проведение 1зачета.
При составлении рабочих учебных программ учебным заведениям необходимо разработать практические работы и задания в тестовой форме.
Тестовые задания должны быть представлены по разделам, темам и иметь три основных уровня сложности (минимальный, средний и сложный).
В тестах должны быть включены вопросы по следующим разделам:
Название разделов |
минимальный |
средний |
сложный |
Раздел 1 .Элементы организации и процесса управления |
8% |
8% |
8% |
Раздел 2.Связующие процессы |
8% |
8% |
8% |
Раздел 3.Функции управления |
17% |
17% |
18% |
Всего |
100% |
5 Литература и средства обучения
Основная литература:
1. БалашовА. П. Основыменеджмента, — М.: Вузовскийучебник, 2011г.
2. ГрибовВ. Д. Менеджмент, — М.: КНОРУС, 2009г
3. БельгимбаевА. К., РахимбаевА. Б., Менеджмент, — Алматы: Зац одебиетт, 2009г.
4. Дятлов А. Н., Плотников М. В., Мутовин И. А. Общий менеджмент: концепции и комментарии, М.: Альпина Бизнес Букс, 2007г.
5. Мескон М., Альберт М., ХедоуриФ. Основы менеджмента, — М.: Дело,2005г.
6. Кузнецов Ю. В., Подлесных В. И. Основы менеджмента, — СПб.: Олбис, 1997г.
7. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента,-Мн.: Экономпресс, 1997г.
8. Герчиков И. Менеджмент, — М.: ЮНИТИ, 1994г.
Дополнительная литература:
1. Уткин Э. А., Кочеткова А. И. Практикум по курсу менеджмента, — М.: Зерцало, 1998г.
2. Брэддик У. Менеджмент в организации, —М.: ИНФА-М, 1997г.
3. Ахметжанов Э. Р. Психологические тесты. — М.: 1995г.
4. Кричевский Р. Если вы руководитель, — М.: Дело, 1993г.
5. Кузьмин И. Психотехнологи и менеджмент, — М.: 1992г.
Перечень рекомендуемых средств обучения:
1. Законодательные и нормативные акты РК
2. Программное обеспечение
3. Наглядные пособия
4. Интернет-ресурсы
5. Интерактивное оборудование