Теория отраслевых рынков вопросы к экзамену
Вопросы к экзамену по дисциплине «Теория отраслевых рынков» для студентов групп ЭКи — 41, 42. 2015 – 2016 учебный год. Преподаватель – к. э.н., доцент Шушарин В. Ф.
Национальная экономика, ее сферы материального и нематериального производства. Основные элементы национальной экономики: домашнее хозяйство; социальная структура; отраслевая структура; территориальная структура; инфраструктура. Виды инфраструктуры национальной экономики: производственная, социальная, рыночная. Рынок и его основные элементы: конкуренция, труд, свободный обмен, потребности человека, частная собственность. Типы границ рынка: продуктовые, локальные, временные. Отрасль и ее характеристика. Понятия отраслевого и товарного рынка. Представление отраслевого и товарного рынка в виде пентаграммы. Современные типы отраслевых рынков по объекту сделки, их характеристика. Современные типы отраслевых рынков по времени передачи прав собственности на объект сделки, в том числе: рынок «спот»; рынок «фъючерсов»; рынок «спрэд». Современные типы отраслевых рынков по степени наличия конкуренции. Конкуренция и ее виды: функциональная, видовая, предметная, ценовая и неценовая. Модель рынка совершенной конкуренции. Модель рынка чистой монополии. Понятия монопсонии и двусторонней монополии. Модель монополистической конкуренции (Э. Чемберлин). Особенности монополистической конкуренции. Рынок олигополии и его характеристика. Типы олигополистического поведения: тайный сговор; доминирование крупной фирмы; монополистическая конкуренция. Концентрация производства и ее основные показатели. Оценка уровня концентрации рынка. Индекс Херфиндаля – Хиршмана. Показатели оценки структуры отраслевого рынка. Барьеры входа (выхода) фирм на отраслевой рынок. Классификация наличия и уровня входных барьеров Дж. Бэйна. Типы барьеров входа на рынок: нестратегические и стратегические. Рыночный потенциал фирм и подходы к его определению. Эффект масштаба производства фирмы. Особенности антимонопольной политики в Российской Федерации. Антимонопольная политика в отношении естественных монополий России. Горизонтальная и вертикальная интеграция фирм. Стратегии фирм: проникновения на рынок; развития рынка; разработки товара; диверсификации. Основные принципы управления фирмой. Торговая отрасль в Российской Федерации: критерии ее эффективности и перспективы развития.