Теория менеджмента и теория организации
07.04.15. Лекция. Теория менеджмента и теория организации.
Природа и сущность организации. Теория организации и её место в системе научных знаний.
Организация занимает центральное место в жизни общества, место работы, отдыха, удовлетворения потребностей. Определяя организацию как функцию управления Андрей Файоль (основоположник административной школы управления) включает в это понятие два значения:
1. Процесс обеспечения предприятия семи необходимыми ресурсами.
2. Совокупность организаций, специализированных подразделений и связи между ними, обеспечивающую координацию и усилия сотрудников на достижение организационных целей.
Организация – это социальная целостность, комплекс взаимосвязанных элементов, преследующих определённые цели и тесно связанных с внешней средой.
Теория организации – это система научных знаний, обобщающий организационный опыт и отражающая сущность организационных отношений, их внутренние связи, закономерности функционирования и развития.
Объектом исследования теории организации являются процессы в социальных системах, а также вся совокупность организационных отношений, организационный опыт общества.
Предметом изучения теории организации являются общие и частные закономерности, действующие в организационных системах; организационные отношения, формирующие связи и взаимодействия между организационными элементами. Организации являются основой общественного, технического прогресса, основной формой производства и основной формой организации любой деятельности. Именно в организации возникло управление. Организации возникла на заре человеческого общества в виде племён и т. д. Организация является сложным явлением и поэтому её изучают много других наук. Теория организации изучает сущность, типы и цели организации, структуры, коммуникации, механизм формирования, адаптацию, проектирование, среду, миссию, а также динамику организации.
Цели организации:
1. Организация производства.
2. Получение прибыли.
3. –
Теория управления изучает субъекты и объекты управления, руководителей и их подчинённых, типов власти и управления, на принятии управленческие решений, лидерства и др.
Организацию также изучают такие науки как социология, экономические науки, антропология, социальная психология, юридические науки и информатика.
Основные факторы, оказавшие влияние на становление и развитие научных школ управления 20-го века:
1. Отделение управления от собственности.
2. Рост копаний.
3. Развитие психологии или науки о человеке.
4. Развитие тучных наук.
5. Утверждение рыночных отношений.
Первые научные школы занимались:
1. Изучением построения закономерностей и принципов построения организаций.
2. Социальные системы.
3. Человечески отношения.
Во второй половине 20-го века:
1. Начался процесс глобализации.
2. Появление и развитие информационных технологий.
3. Революционные перемены в технологии.
4. Рост спроса, неопределённости развития и рисковых инвестиций.
Научные школы в это время занимались:
1. Разрабатываением системного подхода к управлению.
2. Разрабатывается бихевноризм, изучающий различные управления типов власти и отчасти мотивацию.
3. Реинжиниринг.
4. Концепция внутренних рынков.
5. Теория институтов и институциональных изменений.
6. Теория альянсов.
7. Приоритет социальных целей и развития.
Фредерик Тейлор (1856-1915 г. г.) является основоположником первой школы научного управления, школы менеджмента. Всё это происходит в США.
Преимущество Американской экономики в конце 19-го века:
1. Процесс комплексной механизации.
2. Активное развитие корпоративного государственного финансирования научных разработок.
Тейлор получил диплом инженера. Свою карьеру он начал со станка. Он решил изучить бизнес изнутри, т. е. с самой низшей должности.
Первое открытие Фредерика Тейлора. Он открыл новой способ борьбы рабочих с предпринимательством. Он назвал это работой с прохладцей или рестрикционизм. Работа с прохладцей или рестрикционизм – это сознательный сговор рабочих о коллективном снижении производительности труда. РСП – работа с прохладцей.
Причины работы с прохладцей:
1. Все рабочие были убеждены, что повышение производительности труда приведёт к увольнению части рабочих.
2. Использование устаревшей системы организации труда.
3. Непроизводительные методы труда.
Следующим его открытием стала концепция «достигающего рабочего». Он писал, что необходимо «поднять каждого рабочего до высшего уровня, заставляя использовать его лучшие свои способности, побуждая в нём самолюбие и энергию, давая ему достойную зарплату». Для этого необходимо:
1. Поручать рабочему сложные, но выполнимые задания.
2. Поощрять за высокие достижения, выплачивая прибавку от 30% до 100% к средней заработной плате.
Следующими открытиями Тейлора были:
1. Рабочие бригады – это «школьный класс», в котором есть хорошие, средние и плохие ученики. Все они нуждаются в задании уроков. Контроле за выполнением этих уроков, наказаниях и помощи. Согласно этой концепции управление – это педагогическое искусство, т. е. это образование и воспитание ваших сотрудников. В результате этого подхода успевающие ученики переходят на следующий уровень получают другую квалификацию, а слабых увольняют.
2. Ориентация на сильных и лучших.
3. Работа должна бросать вызов всем работникам.
4. Обеспечивать справедливое соотношение между результатами труда и его оплатой.
5. Функциональное администрирование. На своём заводе Тейлор открывает два отдела: отдел планирования и отдел кадров.
Самое важное открытие Тейлора – это научная организация труда:
1. Внедрение норм выработки. Он состоит из двух этапов. 1. Необходимо оптимизировать операции, убрать все лишние операции. 2. Необходимо оптимизировать выполнение каждой из операций. На третьем этапе нужно рассчитать оптимальную производительность труда и др.
2. Осуществлять подбор квалифицированных кадров, подходящих для выполнения данной работы.
3. Введение прогрессивной оплаты труда за сверхнормативную выработку.
4. Обучение рабочих при приёме на работу, переквалификации, внедрении НОТ, новой техники и технологии.
5. Всю ответственность за планирование и организацию труда возложить на менеджеров, а не на рабочих.