Теория игр лабораторная
Задача.
Предприятие может выпускать несколько видов продукции: A1, A2, A3, …, получая при этом прибыль. Величина прибыли определяется состоянием спроса («природой» рынка), который может находиться водном изнескольких возможных состояний: B1, B2, B3, …
Зависимость величины прибыли от вида выпускаемой продукции и состояния рынка представлена в платежных матрицах.
Рассмотрите таблицу как матричную игру «предприятие (игрок А) против «природы» рынка (игрок В)». Для заданной платежной матрицы:
1) найдите нижнюю и верхнюю цены игры;
2) определите оптимальные смешанные стратегии игроков с помощью сведéния игры к задаче линейного программирования;
3) интерпретируйте полученные результаты применительно к рассматриваемой экономической задаче.
В1 |
В2 |
В3 |
В4 |
В5 |
|
А1 |
313 |
275 |
180 |
373 |
424 |
А2 |
515 |
321 |
335 |
282 |
520 |
А3 |
338 |
284 |
750 |
229 |
710 |
А4 |
560 |
300 |
730 |
694 |
500 |
А5 |
679 |
311 |
732 |
647 |
290 |
А6 |
750 |
465 |
594 |
403 |
576 |
А7 |
384 |
486 |
383 |
436 |
286 |
А8 |
296 |
737 |
325 |
635 |
650 |
А9 |
552 |
636 |
636 |
540 |
639 |
А10 |
561 |
288 |
792 |
636 |
299 |
А11 |
638 |
810 |
708 |
670 |
712 |
А12 |
506 |
445 |
567 |
504 |
510 |
Решение:
В1 |
В2 |
В3 |
В4 |
В5 |
min |
|
А1 |
313 |
275 |
180 |
373 |
424 |
180 |
А2 |
515 |
321 |
335 |
282 |
520 |
282 |
А3 |
338 |
284 |
750 |
229 |
710 |
229 |
А4 |
560 |
300 |
730 |
694 |
500 |
300 |
А5 |
679 |
311 |
732 |
647 |
290 |
290 |
А6 |
750 |
465 |
594 |
403 |
576 |
403 |
А7 |
384 |
486 |
383 |
436 |
286 |
286 |
А8 |
296 |
737 |
325 |
635 |
650 |
296 |
А9 |
552 |
636 |
636 |
540 |
639 |
540 |
А10 |
561 |
288 |
792 |
636 |
299 |
288 |
А11 |
638 |
810 |
708 |
670 |
712 |
638 |
А12 |
506 |
445 |
567 |
504 |
510 |
445 |
max |
750 |
737 |
792 |
694 |
712 |
Исходная платежная матрица.
Т. к =638, а =694, игра не имеет седловой точки, нижняя цена игры – 638, верхняя – 695.
В данной игре нет дублирующих и доминируемых стратегий.
Решаеи игру путем решения пары двойственных задач линейного программирования.
Сформулируем прямую задачу линейного программирования:
xi0, .
Коэффициенты системы уравнений образуют транспонированную матрицу исходной платежной матрицы:
313 |
515 |
338 |
560 |
679 |
750 |
384 |
296 |
552 |
561 |
638 |
506 |
275 |
321 |
284 |
300 |
311 |
465 |
486 |
737 |
636 |
288 |
810 |
445 |
180 |
335 |
750 |
730 |
732 |
594 |
383 |
325 |
636 |
792 |
708 |
567 |
373 |
282 |
229 |
694 |
647 |
403 |
436 |
635 |
540 |
636 |
670 |
504 |
424 |
520 |
710 |
500 |
290 |
576 |
286 |
650 |
639 |
299 |
712 |
510 |
На рабочем листе Excel запишем исходную и транспонированную платежную матрицу.
Исходная платежная матрица.
В1 |
В2 |
В3 |
В4 |
В5 |
|
А1 |
313 |
275 |
180 |
373 |
424 |
А2 |
515 |
321 |
335 |
282 |
520 |
А3 |
338 |
284 |
750 |
229 |
710 |
А4 |
560 |
300 |
730 |
694 |
500 |
А5 |
679 |
311 |
732 |
647 |
290 |
А6 |
750 |
465 |
594 |
403 |
576 |
А7 |
384 |
486 |
383 |
436 |
286 |
А8 |
296 |
737 |
325 |
635 |
650 |
А9 |
552 |
636 |
636 |
540 |
639 |
А10 |
561 |
288 |
792 |
636 |
299 |
А11 |
638 |
810 |
708 |
670 |
712 |
А12 |
506 |
445 |
567 |
504 |
510 |
Транспонированная платежная матрица
313 |
515 |
338 |
560 |
679 |
750 |
384 |
296 |
552 |
561 |
638 |
506 |
275 |
321 |
284 |
300 |
311 |
465 |
486 |
737 |
636 |
288 |
810 |
445 |
180 |
335 |
750 |
730 |
732 |
594 |
383 |
325 |
636 |
792 |
708 |
567 |
373 |
282 |
229 |
694 |
647 |
403 |
436 |
635 |
540 |
636 |
670 |
504 |
424 |
520 |
710 |
500 |
290 |
576 |
286 |
650 |
639 |
299 |
712 |
510 |
В ячейках A22:L26 будут храниться значения X1, X2, X3, Х4, Х5, Х6, Х7, Х8, Х9, Х10, Х11, Х12. Пока запишем в эти ячейки нулевые значения.
В ячейку О23 введем формулу =A23+B23+C23+D23+E23+F23+G23+H23+H23+I23+J23+K23+L23. То есть в этой ячейке будет храниться значение целевой функции.
Вычислим левые части неравенств системы. Для этого все элементы каждой строки транспонированной платежной матрицы нужно умножить на значения X1, X2, X3, Х4, Х5, Х6, Х7, Х8, Х9, Х10, Х11, Х12.
В Excel это можно сделать при помощи встроенной функции СУММПРОИЗВ().
В ячейке M15 вычислим левую часть первого ограничения из системы.
Аналогично вычислим левые части оставшихся ограничений в ячейках M16, M17, M18, M19.
Решением задачи линейного программирования будут такие значения X1, X2, X3, Х4, Х5, Х6, Х7, Х8, Х9, Х10, Х11, Х12, при которых целевая функция принимает минимальное значение, и выполняются все неравенства системы. Поиск оптимального решения задачи линейного программирования в Excel найдем при помощи надстройки «Поиск решения».
313 |
515 |
338 |
560 |
679 |
750 |
384 |
296 |
552 |
561 |
638 |
506 |
1 |
1 |
275 |
321 |
284 |
300 |
311 |
465 |
486 |
737 |
636 |
288 |
810 |
445 |
1,1155 |
1 |
180 |
335 |
750 |
730 |
732 |
594 |
383 |
325 |
636 |
792 |
708 |
567 |
1,0824 |
1 |
373 |
282 |
229 |
694 |
647 |
403 |
436 |
635 |
540 |
636 |
670 |
504 |
1 |
1 |
424 |
520 |
710 |
500 |
290 |
576 |
286 |
650 |
639 |
299 |
712 |
510 |
1 |
1 |
Целевая функция = 0,0015379
Из решения задачи линейного программирования находим цену игры и оптимальную стратегию Sa по формулам:
Аналогично находим оптимальную стратегию SВ игрока В:
Учитывая, что игрок В стремится минимизировать свой проигрыш, получаем задачу линейного программирования:
yj0, .
На рабочем листе Excel запишем исходную платежную матриц
В1 |
В2 |
В3 |
В4 |
В5 |
|
А1 |
313 |
275 |
180 |
373 |
424 |
А2 |
515 |
321 |
335 |
282 |
520 |
А3 |
338 |
284 |
750 |
229 |
710 |
А4 |
560 |
300 |
730 |
694 |
500 |
А5 |
679 |
311 |
732 |
647 |
290 |
А6 |
750 |
465 |
594 |
403 |
576 |
А7 |
384 |
486 |
383 |
436 |
286 |
А8 |
296 |
737 |
325 |
635 |
650 |
А9 |
552 |
636 |
636 |
540 |
639 |
А10 |
561 |
288 |
792 |
636 |
299 |
А11 |
638 |
810 |
708 |
670 |
712 |
А12 |
506 |
445 |
567 |
504 |
510 |
Y1 |
Y2 |
Y3 |
Y4 |
Y5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
В ячейках A37:E37 будут храниться значения Y1, Y2, Y3, Y4, Y5. Пока запишем в эти ячейки нулевые значения.
В ячейке O38 введем формулу =A38+B38+C38+D38+E38. То есть в этой ячейке будет храниться значение целевой функции.
Вычислим левые части неравенств системы. Для этого все элементы каждой строки платежной матрицы нужно умножить на значения Y1, Y2, Y3, Y4, Y5.
В ячейке G17 вычислим левую часть первого ограничения из системы.
Аналогично вычислим левые части оставшихся ограничений в ячейках G18, G19, G20, G21, G22, G23, G24, G25, G26 ,G27,G28
В1 |
В2 |
В3 |
В4 |
В5 |
|||
А1 |
313 |
275 |
180 |
373 |
424 |
0,5144 |
1 |
А2 |
515 |
321 |
335 |
282 |
520 |
0,6988 |
1 |
А3 |
338 |
284 |
750 |
229 |
710 |
0,506 |
1 |
А4 |
560 |
300 |
730 |
694 |
500 |
0,9102 |
1 |
А5 |
679 |
311 |
732 |
647 |
290 |
1 |
1 |
А6 |
750 |
465 |
594 |
403 |
576 |
1 |
1 |
А7 |
384 |
486 |
383 |
436 |
286 |
0,6035 |
1 |
А8 |
296 |
737 |
325 |
635 |
650 |
0,6199 |
1 |
А9 |
552 |
636 |
636 |
540 |
639 |
0,8511 |
1 |
А10 |
561 |
288 |
792 |
636 |
299 |
0,8718 |
1 |
А11 |
638 |
810 |
708 |
670 |
712 |
1 |
1 |
А12 |
506 |
445 |
567 |
504 |
510 |
0,7777 |
1 |
Решением задачи линейного программирования будут такие значения Y1, Y2, Y3, Y4, Y5, при которых целевая функция принимает максимальное значение, и выполняются все неравенства системы. Поиск оптимального решения задачи линейного программирования в Excel найдем при помощи надстройки «Поиск решения».
Y1 |
Y2 |
Y3 |
Y4 |
Y5 |
0,001056 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Из решения задачи линейного программирования находим цену игры и оптимальную стратегию Sв по формулам:
Ответ: