Тематический план по экономике
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Изучения дисциплины «Экономика»
I. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО СЕМЕСТРАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Семестры |
Всего часов учебных занятий по расписанию |
Лекции |
Семинары |
Практические занятия |
Групповые упражнения |
Самостоятельная работа под руководством преподавателя |
Курсовая работа |
Объем времени на самостоятельную работу (в часах ) |
Отчетность за семестр (экзамен, зачет с оценкой, зачет без оценки ) |
1,2 |
54 |
26 |
24 |
— |
— |
— |
— |
18 |
4 |
Итого |
54 |
26 |
24 |
— |
— |
— |
— |
18 |
4 |
II. План изучения дисциплины по видам учебных занятий
№ п/п |
Вид учебных занятий |
Количество часов |
Тема и учебные вопросы занятия |
Материальное обеспечение занятия (в том числе технические средства обучения) |
Задание на самостоятельную работу |
|
|
литература |
время (в часах) |
|
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
I семестр |
|
||||||
Раздел I. Введение в экономику. |
|
||||||
1. |
Лекция |
2 |
Тема №1/1. Предмет и метод экономической теории. 1.Экономическая теория как наука. 2. Методология экономической теории. 3. Зарождение, основные этапы и направления развития экономической теории. |
Схемы, слайды, «Медиум» |
1-15 |
— |
|
2 |
Семинар |
2 |
Тема №1/2. Предмет и метод экономической теории. Доклад: «О предмете экономической науки». Реферативные выступления: «Основные этапы развития мировой экономической мысли». «Нобелевские лауреаты в области экономики». 1. Предмет экономической теории. Различные трактовки предмета экономической теории. 2. Методология экономической теории – наука о методах изучения экономических явлений. Методы экономической теории. 3. Функции экономической теории. Экономическое мышление, его сущность и содержание. 4. Микро — и макроэкономика. Тесты по теме семинара |
Выставка литературы |
1-15 |
— |
|
3. |
Лекция |
2 |
Тема №2/1. Материальные потребности и экономические ресурсы. Экономический выбор. 1. Материальные потребности и экономические ресурсы. 2. Экономические и неэкономические блага. 3. Проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей. |
Схемы, слайды, «Медиум |
1-15 |
— |
|
4. |
Семинар |
2 |
Тема №2/2. Материальные потребности и экономические ресурсы. Экономический выбор. Объективные условия и противоречия экономического развития. Доклад: «Проблемы эффективности производства в условиях рыночной экономики» Реферативное сообщение: « Редкость благ и производство» 1. Объективные условия и противоречия экономического развития. 2. Классификация благ. 3. Эффективность использования ограниченных ресурсов. Кривая производственных возможностей (КПВ). Основные проблемы, стоящие перед обществом. |
Схемы, слайды, «Медиум», выставка литературы |
1-15 (литература к выставке по отдельному списку) |
— |
|
5. |
Лекция |
2 |
Тема №3/1. Собственность и модели организации экономических систем. 1. Основные понятия собственности. Экономические и правовые аспекты. 2. Экономическая система, понятие, сущность. Основные типы экономических систем. 3. Современные модели рыночного хозяйства. 4. Концепции перехода к рыночной экономике. |
Схемы, слайды, «Медиум» |
1-15 |
— |
|
6. |
Семинар |
2 |
Тема №3/2. Собственность и модели организации экономических систем. Доклад: «Роль и значение собственности в различных типах экономических систем». Реферативное сообщение: « Типы и модели экономических систем». 1. Собственность как экономическая категория. 2. Типы и модели экономических систем. 3. Концепции перехода к рыночной экономике. Методы приватизации. |
Схемы, слайды, «Медиум», выставка литературы |
1-15 (литература к выставке по отдельному списку) |
2 |
|
Раздел II. Микроэкономика. |
|
||||||
7. |
Лекция |
2 |
Тема №4/1. Рынок: содержание, структура, механизм функционирования. 1. Понятие, сущность и основные функции рынка. 2. Общая характеристика спроса и предложения. 3. Механизм функционирования рыночной экономики. 4. Преимущества и недостатки рынка. |
Учебная литература, справочники, схемы, слайды, «Медиум» |
1-15 |
— |
|
8. |
Семинар |
2 |
Тема № 4/2. Рынок: содержание, структура и механизм функционирования. Доклад: «Механизм функционирования рыночной экономики». 1. Рынок: сущность, функции, закономерности функционирования. 2. Спрос и предложение: общая характеристика. 3. Эластичность спроса и предложения. Тесты по теме. |
Выставка литературы |
1-15 |
2 |
|
9. |
Лекция |
2 |
Тема №5/1. Механизм рынка совершенной и несовершенной конкуренции. 1. Конкуренция ее сущность и роль в экономике. 2. Типы рыночных структур в экономике: свободная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. 3. Антимонопольное законодательство. |
Схемы, слайды, «Медиум» |
1-15 |
— |
|
10. |
Семинар |
2 |
Тема №5/2. Механизм рынка совершенной и несовершенной конкуренции. Доклад: «Антимонопольная деятельность государства». Реферативное сообщение: «Естественные монополии в Российской Федерации». 1. Монополия и конкуренция: модели современного рынка. 2. Монополия естественная и искусственная. 3. Плюсы и минусы монополии, и ее регулирование. |
Выставка литературы |
1-15 |
— |
|
11. |
Лекция |
2 |
Тема №6/1. Рыночная экономика: поведение потребителя. 1. Общая модель поведения потребителя. 2. Товар, и его свойства 3. Теория потребительского поведения. 4. Потребительские предпочтения: закономерности развития. |
Схемы, слайды, «Медиум» |
1-15 |
— |
|
12. |
Семинар |
2 |
Тема №6/2. Рыночная экономика: поведение потребителя. Доклад: «Теория предельной полезности». Реферативное выступление: «Концепция полезности: кардиналистская и ординалистская версии». 1. Полезность – выбор потребителя, ее функции. 2. Кривые безразличия. Общая характеристика кривых безразличия. 3. Линии бюджетного ограничения. Тесты, решение задач по теме. |
Схемы, слайды, «Медиум», выставка литературы |
1-15 |
— |
|
13. |
Лекция |
2 |
Тема №7/1. Рыночная экономика: поведение производителя. 1. Издержки производства: сущность, структура и виды. 2. Экономическое равновесие фирмы и его особенности. 3. Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. |
схемы, слайды, «Медиум» |
1-15 |
— |
|
14. |
Семинар |
2 |
Тема №7/2. Издержки производства. Доклад: «Новые информационные технологии как инструмент регулирования издержек производства». Реферативное выступление: «Издержки производства и себестоимость продукции (работ, услуг) хозяйствующего субъекта». 1. Издержки явные, неявные и экономические. 2. Издержки и прибыль в условиях изменений объема производства. 3. Закон убывающей отдачи. Тесты по теме. |
схемы, слайды, «Медиум», выставка литературы |
1-15 (литература к выставке по отдельному списку) |
2 |
|
15. |
Лекция |
2 |
Тема №8/1. Цена на факторы производства и формирование факторных доходов. 1. Факторы производства и их влияние на эффективность производства. 2. Ценообразование на рынках факторов производства. 3. Факторные доходы и их функциональное распределение. |
схемы, слайды, «Медиум» |
1-15 |
— |
|
16. |
Семинар |
2 |
Тема №8/2. Цена на факторы производства. Распределение факторных доходов. Доклад: «Цена рабочей силы на рынке труда». Реферативное выступление: «Кривая Лоренца. Как измерить степень неравномерности перераспределения доходов. Коэффициет Джини. 1. Факторы современного производства. 2. Рынки факторов производства и их особенности. 3. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини. |
схемы, слайды, «Медиум», выставка литературы |
1-15 |
2 |
|
Раздел III. Макроэкономика. |
|
||||||
17. |
Лекция |
2 |
Тема №9/1. Национальная экономика: экономические показатели их измерение и регулирование. 1. Национальная экономика и ее цели. 2. Система национальных счетов. 3. Основные макроэкономические показатели. Их перераспределение. |
схемы, слайды, «Медиум» |
1-15 |
— |
|
18. |
Семинар |
2 |
Тема №9/2. Национальная экономика: основные показатели, их измерение и регулирование. Доклад: «Анализ основных макроэкономических показателей России». Реферативное выступление: «От баланса народного хозяйства к системе национальных счетов». 1. Методы расчета ВНП. 2. Номинальный и реальный ВНП. Его перераспределение через систему национальных счетов. Тесты по теме. |
Схемы, слайды, «Медиум», выставка литературы |
1-15 (литература к выставке по отдельному списку) |
2 |
|
19. |
Лекция |
2 |
Тема №10/1. Макроэкономическое равновесие и проблемы его обеспечения. 1. Совокупные спрос и предложение, и их детерминанты. 2. Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и предложения. 3. Потребление, сбережение и инвестиции. 4. Экономические теории макроэкономического равновесия. |
Схемы, слайды, «Медиум» |
1-15 |
2 |
|
20 |
Семинар |
2 |
Тема №10/2. Макроэкономическое равновесие и проблемы его обеспечения. Доклад: «Общественное равновесие — условие функционирования национальной рыночной системы». 1. Особенности совокупного спроса и предложения. 2. Макроэкономическая стабильность и ее обеспечение.. 3. Компоненты совокупного спроса. 4 Экономические теории макроэкономического равновесия. |
Схемы, слайды, «Медиум», выставка литературы |
1-15 (литература к выставке по отдельному списку) |
— |
|
21. |
Лекция |
2 |
Тема № 11/1. Макроэкономическая нестабильность: инфляция и безработица. 1. Инфляция и ее сущность. Измерение инфляции. 2. Причины инфляции. Ее типы и виды. 3. Экономические и социальные последствия инфляции. Антиинфляционная политика. 4. Сущность безработицы и ее измерение. 5. Роль государства в поддержании макроэкономической устойчивости. |
Схемы, слайды, «Медиум» |
1-15 |
— |
|
22. |
Семинар |
2 |
Тема №11/2. Макроэкономическая нестабильность: инфляция и безработица. Доклад: «Функционирование рыночного механизма в условиях макроэкономического равновесия». Реферативное выступление «Инфляционные ожидания в экономике». 1. Инфляция, виды, типы, причины, измерение. 2. Антиинфляционная политика. Доклад: « Международный и внутренний рынок труда» 3. Причины и виды безработицы, влияние на социально-экономическую стабильность. 4. Государства в поддержании макроэкономической устойчивости. Тесты по теме. |
Схемы, слайды, «Медиум» |
1-15 |
2 |
|
23. |
Лекция |
2 |
Тема № 12/1. Кредитно-денежная система. 1. Денежная система и ее типы. 2. Роль, функции и формы кредита. 3. Кредитная система. 4. Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты. 5. Модель денежного рынка. Равновесие на денежном рынке. |
Схемы, слайды, «Медиум» |
1-15 |
— |
|
24. |
Семинар |
2 |
Тема №12/2. Кредитно-денежная система. Доклад: «Кредитно-банковская система: роль и значение в экономике государства» Реферативное выступление: «История денежной единицы России». 1. Кредит в современной рыночной экономике. 2. Структура банковской системы. 3. Центральный банк его роль и место в современной рыночной экономике. Тесты по теме. |
схемы, слайды, «Медиум», выставка литературы |
1-15 (литература к выставке по отдельному списку) |
2 |
|
25. |
Лекция |
2 |
Тема №13. Финансы и финансовая система. 1. Финансы, финансовая система, финансовая политика. 2. Госбюджет: пути формирования и использования. 3. Бюджетный дефицит, государственный долг. |
схемы, слайды, «Медиум» |
1-15 |
2 |
|
26. |
Зачет с оценкой |
4 |
|||||
ЛИТЕРАТУРА
Основная
Экономическая теория: Учеб. для студ. Вузов / Под ред. В. Д. Камаева. – 10-е изд., пеераб. и доп. – М.: 2010. – 592 с. Экономическая теория (политэкономия): Учеб. / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, акад. Г. П. Журавлевой – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 640 с. Экономическая теория, часть 2 макроэкономика, курс лекций. практикум: учебное пособие /В, С. Артамонов 2007 384с. Э Чернецова Н. С. Экономическая теория : учебное пособие М.: Кнорус 2009 264 с. Современная экономика : учебное пособие / Под ред. О. Ю. Мамедова. – М.: Кнорус, 2010, 320 с Экономическая теория : учебник Куликов Л. М., М.: Велби: Проспект 2008. Липсиц И. В. учебник М.: Омега – Л, 2007. Носова С. С. Экономическая теория (электронный ресурс),., Кнорус 2008 Носова С. С. Дистанционное обучение Кнорус. 2008, 254с. Носова С. С. Экономическая теория для бакалавров / учебное пособие Кнорус, 2009 Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: учебник / М.: Норма, 2007 576с. Соколинский В. М. Макроэкономическое регулирование.:роль государства и корпорации/ учебное пособие М.:Кнорус 2010. Тарануха Ю. В. Микроэкономика: учебник М.: Кнорус, 2008, 320с. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. /Под ред. д. э. н. проф. А. С. Булатова – М.: Экономистъ, 2005 – 896 с. Экономическая теория: экспресс-курс/ под ред. А. Г.Грязновой Кнорус 2010 Экономическая теория кейсы из российской практики : учебное пособие /под ред. Н. Н. Думной и М. А. Эскиндорова М.: Кнорус 2009.
Дополнительная
Большой экономический словарь. Сост. А. Б. Борисов – М: Книжный мир. 2000г. 895с История мировой экономики: Учеб. для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 727 с. История экономики: Учебник / Под общ. ред. О. Д. Кузнецовой, И. Н. Шапкина. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 416 История экономических учений (современный этап): Учебник / Под общ. ред. А. Г. Худокормова. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 733 с. История экономических учений: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. С. Адвадзе, проф. А. С. Квасова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004 – 391 с. Рыжов И. В. История экономических учений: Учебное пособие. – М.: НИБ, 2000 Рыжов И. В. Развитие мировой экономической мысли. Часть 1: Учебное пособие. – Новогорск: АГЗ, 2000. Экономико-математический энциклопедический словарь. Глав. ред. В. И. Данилов-Данильян – М: Большая российская энциклопедия; изд. дом Инфра М.2003. 688 с Ядгаров Я. С. История экономических учений: Учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2004 – 480 с. Ефимова Е. Г. Экономика. Для студ. не экономических специальностей: Учебник / 2004. – 392 с. Куликов Л. М. Основы экономической теории: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 400 с. Ломакин В. К. Мировая экономика: Учеб. для вузов. – 2-е изд. Перераб. и доп. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 – 735 с. Мировая экономика: Учебник/Под ред. проф. А. С. Булатова. – М.: Экономистъ – 2004 – 734с. Стрыгин А. В. Мировая экономика: Учеб. пособ. для вузов – М.: Изд-во «Экзамен», 2004 – 512 с. Ходов Л. Г. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. / Л. Г.Х. – М.: Экономистъ, 2004 – 620 с. Экономика: Учебно-методическое пособие для вузов / Под ред. проф. А. Г. Грязновой, проф. И. П. Николаевой, проф. В. М. Кадыкова., 2001 – 822 с. Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. СПб. Питер, 2001. – 448 с. Экономическая теория: Вопросы и ответы, задачи и решения: Учеб. пособие / Под ред. д. э.н. проф. В. Я. Иохина. – М.: Экономистъ, 2004 – 558 с. Экономическая теория: Учеб. для вузов / под ред. проф. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 510 с. Экономическое право. Хрестоматия. Т. 2 / Под общ. ред. В. И. Видяпина. – Спб. Питер, 2004. – 464 с.
IV. Организационно-методические рекомендации
Основной целью изучения дисциплины «Экономика» является овладение студентами системой современных экономических взглядов. Данная дисциплина формирует базу теоретических знаний для изучения ряда общепрофессиональных и специальных дисциплин таких как: «Юриспруденция».
Дисциплина включает следующие виды занятий: лекции, семинары, групповые занятия, самостоятельную работу курсантов под руководством преподавателя. В ходе изучения дисциплины осуществляется текущий контроль успеваемости и качества подготовки студентов, который предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования самостоятельной работы курсантов и совершенствования методики преподавания дисциплины. Он проводится в ходе всех видов занятий, в часы самостоятельной работы курсантов в форме, избранной преподавателем.
Лекции имеют целью раскрыть основные наиболее сложные положения дисциплины, а семинарские занятия – закрепить и углубить знание студентов. Для качественной подготовки к семинару разрабатываются задания, которые выдаются студентам заранее. На каждое семинарское занятие поручается написание реферата (доклада, сообщения) по вопросам дисциплины.
При изучении дисциплины осуществляется текущий контроль успеваемости и качество подготовки студентов в форме контрольных опросов и «летучек» в ходе всех видов учебных занятий по выбору преподавателя, а также индивидуальных собеседований.
На завершающем этапе изучения дисциплины студенты сдают зачёт с оценкой.
V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Формы и методы проведения учебных занятий |
Номер учебного занятия |
|
1 |
Традиционная |
1, 2, 3, 5, 6, 7, 10, 13 |
2 |
Активная |
|
2.1 |
постановка и решение проблемных вопросов |
4, 9, 11 |
2.2 |
создание проблемных ситуаций |
|
2.3 |
компьютерная симуляция |
|
2.4 |
тренинг |
|
2.5 |
организация групповой деятельности обучаемых |
8 |
2.6 |
нетрадиционные виды лекций |
|
3 |
Интерактивная |
|
3.1 |
деловая или ролевая игра |
|
3.2 |
разбор конкретной ситуации |
12 |
3.3 |
мозговой штурм |
VI. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ
Код направления подготовки |
Код компетенции по ФГОС |
Формируемая компетенция |
Номер учебного занятия |
030900.61 |
ОК-8 |
осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности |
1 — 13 |
ОК-9 |
использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач, анализировать геополитические, социально значимые проблемы и процессы |
1 — 13 |
Доцент кафедры
экономики, финансов и менеджмента,
к. с.х. н., Т. И.Аракельян
Заведующий кафедрой
экономики, финансов и менеджмента,
к. т.н., профессор А. С.Мошкин