Рынок и его виды
ТЕМА
«РЫНОК И ЕГО ВИДЫ»
Понятие «рынок» имеет в современной экономике несколько значений.
Первое значение понятия «рынок» (в просторечии).
Рынок – это место торговли (синоним – базар).
С точки зрения данного значения выделяют следующие виды рынка:
оптовый – розничный,
продовольственный – промтоварный – смешанный.
Второе значение понятия «рынок».
Рынок – это свободное предложение какого – либо товара или услуги.
С точки зрения данного значения выделяют следующие виды рынка:
1) рынок рабочей силы (рынок труда),
существует свободное предложение рабочей силы, иначе говоря, существует безработица, которая обеспечивает свободу выбора для работодателя; в тоже время работник тоже свободен в выборе профессии, места работы и уровня зарплаты, которая ограничена только снизу государственным минимумом (в России – 600 рублей в месяц);
2) рынок средств производства,
это оборудование, производственные здания и сооружения, транспорт, земля;
3) сырьевой рынок,
4) потребительский рынок,
это рынок товаров и услуг, этот рынок самый массовый, поскольку охватывает все население страны
5) финансовый рынок,
он включает в себя три рынка:
· фондовый рынок (рынок ценных бумаг – акций, векселей, облигаций),
· кредитный рынок (рынок кредитов банков производству и межбанковские кредиты),
· валютный рынок (существует свобода покупки и продажи иностранной валюты и свободная конвертация валюты национальной);
6) рынок недвижимости,
включая как жилье, так и коммерческую недвижимость;
7) рынок инноваций («ноу хау»),
это рынок патентов, изобретений, научных разработок, программного обеспечения и программных услуг, здесь также продаются услуги менеджеров;
8) рынок интеллектуальной собственности,
здесь продаются книги, фильмы, программы телевидения, продукция шоу – бизнеса.
В стране должны функционировать все виды рынков, это первый и главный признак рыночной экономики.
Третье значение понятия «рынок».
Рынок – это сложнейшая система купли и продажи товаров в масштабе страны или мира.
С точки зрения данного определения выделяют следующие виды рынка:
мировой,
· межконтинентальный,
· континентальный,
· межгосударственный,
· государственный,
· региональный и т. д.
Четвертое значение понятия «рынок».
Рынок – это система, созданная с целью регулирования предложения, спроса и цены на товары и услуги.
С точки зрения данного понятия выделяют следующие виды рынка:
1) стихийный,
2) регулируемый,
3) «дикий»,
4) цивилизованный,
5) свободный.
Стихийный рынок.
Это рынок, которым управляет только закон спроса и предложения, то есть на рынке существует свободная, ничем не ограниченная конкуренция. Главная проблема этого рынка – постоянные экономические кризисы (экономический кризис – это ситуация на рынке, когда предложение превышает спрос, и товар не находит сбыта), причем с ростом производства кризисы происходят все чаще. Это ведет к экономической и политической нестабильности в стране. Подобный рынок существовал в развитых странах Запада вплоть до конца XIX века, и частые экономические кризисы заставили Запад отказаться от этого вида рынка и перейти к рынку регулируемому.
Регулируемый рынок.
Выделяют две разновидности регулируемого рынка (в зависимости от того, какая внешняя сила на этот рынок влияет):
· монопольный рынок (монополия – это крупное предприятие или союз предприятий, который контролирует производство и продажу одного вида товара), возник на Западе в конце XIX века,
· государственный рынок, пришел на смену монопольному в 30-е годы XX века.
Регулируемый рынок существовал в ведущих странах Запада вплоть до 70-х годов XX века.
«Дикий» рынок.
Это рынок, которым управляет организованная преступность.
Цивилизованный рынок.
Это рынок, который контролируется самим обществом через следующие формы контроля: общественное мнение, общественные средства массовой информации, общественные организации потребителей, например: общество защиты прав потребителей, общественная комиссия по ценам и качеству, общественная комиссия по рекламе, общественная комиссия по ценным бумагам.
Сегодня в развитых странах Запада существует цивилизованный рынок с элементами государственного регулирования, хотя сами эти страны заявляют, что уже создали рынок свободный.
Свободный рынок.
Свободный рынок – это рынок, имеющий следующие признаки:
1) нерегулируемое предложение (можно продать любое количество любого товара),
2) нерегулируемый спрос (можно купить любое количество любого товара),
3) свобода ценообразования (цена устанавливается свободно, по взаимному соглашению между продавцом и покупателем),
4) свобода информации (каждый вправе иметь любую информацию о ситуации на рынке).
Свободный рынок – это идеал экономического развития современных государств.
Пятое значение понятия «рынок» (в самом широком смысле).
Рынок – это всякий механизм, который способствует взаимовыгодному обмену между продавцами и покупателями в товарно-денежной форме во имя удовлетворения их потребностей;