Понятие цены и механизм ценообразования
Понятие цены и механизм ценообразования
Цена – мера стоимости производственной продукции. Эквивалент стоимости затрат на ее производство и ее реализацию.
Цены определяются на основе спроса и предложения сложившимися на рынке товаров и услуг.
Размер цены зависит от рынка на котором происходит реализация продукции товаров и услуг.
Существуют следующие типы рынков:
Полигаполии – рынок, на котором существуют много продавцов и покупателей. На этом рынке существует большая конкуренция, поэтому ценообразование осуществляется с учетом цен конкурентов.
Олигополия – рынок, на котором много покупателей и небольшое кол. во продавцов. На этом рынке цену устанавливает продавец, но как правило учитывая цены конкурентов. Иногда они вступают в сговор и устанавливают единую повышенную цену.
Монополия – рынок, на котором господствует один продавец для большого кол. ва покупателей. На этом рынке установление цен происходит только после утверждения отделов цен при администрациях. Монопольные рынки регулируются государством на основе антимонопольного законодательства.
В состав цены включает:
1. Себестоимость одной единицы продукции
2. Прибыль
3. НДС
Себестоимость включает затраты на производство и реализацию продукции.
Установление цены является главной задачей предприятия: высокая цена может снизить спрос и снижение объемов реализации. Снижение объемов может привезти к снижению или отсутствии прибыли. Низкая цена так же может привезти к отрицательным результатом действии.
Основные функции цены:
1. Измерительная – она выражается в измерении годового объема продаж валового национального продукта
2. Регулирующая – регулирует спрос и предложения на рынке товаров и услуг
3. Стимулирующая – позволяет заинтересовать производителя для создания продукции боле высокого качества
В состав рознечной цены включается себестоимость. Прибыль, НДС, торговая надбавка.