Методика по экономике организации
1. Цели и задачи дисциплины и её место в учебном процессе
В условиях рыночных отношений предприятие остаётся основным звеном экономики, так как именно на предприятиях создаётся продукция, используются разнообразные ресурсы, применяются прогрессивные технологии и современная техника.
Результативность работы предприятия зависит от компетенции, квалификации и профессионализма кадров.
Процесс подготовки бакалаврантов требует соответствия программы курса действующему образовательному стандарту.
Целью дисциплины «Экономика организации» является подготовка бакалавранта к самостоятельному принятию решений, затрагивающих различные аспекты хозяйственной деятельности предприятия в рыночных условиях.
Основная задача дисциплины — ознакомить бакалаврантов с системой хозяйственных связей, с рыночной средой, в которой функционирует предприятие, и изучить различные способы организации эффективной деятельности предприятия.
Изучение экономики предприятия начинается с характеристики предприятия как основного хозяйствующего субъекта рыночной экономики, изучения его производственной структуры, типа организации производства. Знакомство с основами планирования и прогнозирования деятельности предприятия дают возможность освоить методику составления бизнес-плана.
Глубоко и всесторонне изучаются материальные, финансовые и трудовые ресурсы предприятия, экономическое содержание основных фондов предприятия и эффективность их функционирования; оборотные производственные фонды и фонды обращения их роль в обеспечении единства производства и обращения; изучается производительность и эффективность труда на предприятии, способы её стимулирования; рассматривается процесс формирования затрат, доходы и расходы предприятия и проблемы возникающие при этом. Важное место в курсе занимает исследование новых форм хозяйствования, лизинг, франчайзинг, современные формы и методы предпринимательства.
Методика изучения курса предполагает активную самостоятельною работу студентов:
· написание рефератов;
· выступления с докладами на семинарах и студенческих научных конференциях;
· решение задач на практических занятиях.
Дисциплина «Экономика организации» тесно связана с другими экономическими дисциплинами, такими как «Экономическая теория», «Планирование на предприятии», «Ценообразование и налогообложение», «Бухгалтерский учёт и аудит», «Менеджмент» и др.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
2.1. Общекультурные компетенции
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
— владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
— способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6).
2.2. Профессиональные компетенции
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
· в расчётно-экономической деятельности:
— умением на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);
· аналитической, научно-исследовательской деятельности:
— способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
· организационно-управленческой деятельности:
— способностью организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11).
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
· принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений; отечественный и зарубежный опыт в области управления и рациональной организации экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики;
· отраслевую номенклатуру продукции, виды выполняемых работ и оказываемых услуг;
· условия поставки, хранения и транспортировки продукции, стандарты и технические условия на поставку продукции; порядок разработки договоров с поставщиками и потребителями (клиентами), контроль их выполнения;
· организацию и управление производством на предприятии; особенности структуры предприятия; материально-техническое обеспечение, организацию складского хозяйства, транспорта, погрузочно-разгрузочных работ на предприятии и других вспомогательных службах;
уметь:
· систематизировать и обобщать информацию, готовить справки, обзоры, отчёты по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты;
· использовать информационные технологии для решения экономических задач на предприятии;
· проводить исследования внешней и внутренней среды предприятия; основных факторов, формирующих динамику потребительского спроса на продукцию предприятия;
владеть:
· специальной экономической терминологией и лексикой специальности;
· методами поиска и применения профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности.
3. Программа дисциплины
Модуль 1. Предприятие и предпринимательство в рыночной экономике
Тема 1. Предмет курса «Экономика предприятия»
Экономика – наука о том, как общество использует определённые, ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов (услуг) и распределяет их среди различных групп людей.
Экономика предприятия – наука о том, как данная задача решается в рамках отдельно взятого предприятия.
Экономика предприятия – это совокупность факторов производства, непроизводственных факторов, фондов обращения, готовой продукции, денежных средств, находящихся на счете предприятия в банке, ценных бумаг, нематериальных фондов собственности, доходов или прибыли, полученных в результате реализации продукции и оказания различных услуг.
Предметом курса «Экономика предприятия» является сущность самого предприятия как коммерческой организации – основные производственные фонды, оборотные средства, рабочая сила, инвестиции, их взаимосвязи, взаимодействие и пути улучшения использования.
Тема 2. Сущность и экономическое содержание организации
Предприятие – самостоятельный хозяйственный субъект экономики, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприятие как самостоятельная система является главным звеном общественного производства.
Эффективность работы предприятия зависит от выбора таких форм организации производства, как
— концентрация;
— специализация;
— кооперирование;
— комбинирование производство
Целью деятельности предприятия является удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли.
Эта цель должна быть подкреплена системой получения заказов на свою продукцию или услуги.
Юридические лица промышленности и их квалификация. Организационно-правовые формы хозяйствования юридических лиц.
Тема 3 . Внешняя и внутренняя среда функционирования предприятия
Внешняя среда функционирования предприятия, её характеристики и составляющие: экономическая, политическая, правовая, социальная, технологическая, природно-географические факторы. Деловая среда организации: потребители, поставщики, конкуренты, капитал, трудовые ресурсы.
Внутренняя среда предприятия (технология, структура, люди и др.). Взаимосвязь внутренних переменных.
Тема 4. Продукция предприятия, её конкурентоспособность
Ассортимент продукции предприятия, номенклатура.
Понятие и показатели качества продукции (назначения, надёжности, технологичности, эргономические, эстетические, показатели безопасности и др.). Обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Система управления качеством продукции на предприятии. Стандартизация и сертификация продукции.
Конкурентоспособность продукции предприятия
Модуль 2. Предприятие — целостная экономическая система
Тема 5. Основные средства предприятия
Основной капитал – это денежная оценка основных фондов как материальных ценностей, имеющих длительный период функционирования.
Состав основных фондов — производственные и непроизводственные.
Структура основных фондов по натурально-вещественному признаку: по степени участия в производственном процессе.
Хозяйственный кругооборот и его стадии (износ, амортизация, накопление средств, замена единиц основных фондов).
Физический и моральный износ основных средств.
Амортизация основных средств, её экономическая сущность. Методы начисления амортизации. Амортизационные отчисления и их использование на предприятии. Факторы, влияющие на нормы амортизации.
Необходимость, роль и особенности учёта и оценки основных фондов. Методы оценки основных фондов.
Воспроизводство основных фондов.
Производственная мощность предприятия. Ремонт и модернизация основных фондов. Пути улучшения использования основных средств на предприятии.
Тема 6. Оборотные средства и оборотные фонды предприятия
Оборотные средства – экономическая сущность, состав и структура.
Оборотные производственные фонды – экономическое содержание, участие в процессе производства.
Фонды обращения. Движение производственных фондов и фондов обращения: единство и различия.