Методичка по теории менеджмента
Методические указания
к выполнению контрольной работы
Дисциплина: «Теория менеджмента» (направление 080200 «Менеджмент»
Общие указания
Менеджмент играет важную роль в организации, решая многоплановые задачи, поэтому управление организацией является особым видом деятельности по целенаправленной координации действий участников процесса совместной трудовой деятельности.
Усвоение студентами дисциплины «Теория менеджмента» требует самостоятельной переработки теоретических вопросов для закрепления и углубления теоретических знаний, а также овладения практическими навыками профессионального мышления путем анализа и решения задач и управленческих ситуаций. При их выполнении студенты должны проявить самостоятельность в обосновании выбора решений и творческий подход в использовании полученных знаний. С этой целью и составлены методические указания к выполнению контрольной работы для студентов – заочников направления 080200 «Менеджмент».
Контрольная работа состоит из двух частей.
Первая – теоретическая часть (объемом 10-15 стр.) – предусматривает письменное изложение двух теоретических вопросов на основе изучения литературы, рекомендованной программой курса, а также с привлечением дополнительных источников информации, в том числе фактических данных предприятия (организации), где работает студент. Ответы на теоретические вопросы выполняются по плану, составленному студентом.
Вторая – практическая часть – принятие и обоснование решений по конкретной управленческой ситуации.
Для проверки знаний в методических указаниях приведены тесты.
Контрольные задания приведены в таблице 1 в 20 вариантах.
Номер варианта определяется преподавателем на установочной лекции или выбирается студентом по сумме последних двух цифр зачетной книжки.
Работа должна быть аккуратно оформлена, страницы пронумерованы, указана литература.
Список литературы, рекомендуемый в методических указаниях, следует считать минимальным. Контрольную работу необходимо сдать и получить зачет до экзаменационной сессии. При неполучении зачета студенты не допускаются до экзамена.
Таблица 1 – Варианты контрольных заданий
Шифр (последние цифры номера зачетной книжки) |
Номера вопросов |
Номер задания |
01 |
1, 21 |
1 |
02 |
2, 22 |
2 |
03 |
3, 23 |
3 |
04 |
4, 24 |
4 |
05 |
5, 25 |
5 |
06 |
6, 26 |
6 |
07 |
7, 27 |
7 |
Продолжение таблицы 1
08 |
8, 28 |
8 |
09 |
9, 29 |
9 |
10 |
10, 30 |
10 |
11 |
11, 31 |
1 |
12 |
12, 32 |
2 |
13 |
13, 33 |
3 |
14 |
14, 34 |
4 |
15 |
15, 23 |
5 |
16 |
16, 24 |
6 |
17 |
17, 25 |
7 |
18 |
18, 26 |
8 |
19 |
19, 27 |
9 |
20 |
20, 28 |
10 |
Перечень вопросов
1. Менеджмент. Сущность, содержание. Виды и уровни менеджмента.
2. Развитие теории и практики менеджмента. Школы менеджмента.
3. Современный менеджмент. Системный, ситуационный, процессный подходы в менеджменте.
4. Понятие организации. Жизненный цикл. Воздействие внешней и внутренней среды на организацию.
5. Миссия, цели организации. Классификация целей, требования к целям.
6. Структура и функции аппарата управления организациями. Кадры в управлении организации.
7. Виды организаций по взаимодействию с внешней средой (механистический тип, органический тип).
8. Виды организаций по взаимодействию подразделений (линейная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная организации). Достоинства и недостатки.
9. Виды организаций по взаимодействию с человеком (корпоративная организация, индивидуалистская организация).
10. Новые виды организаций (эдхократическая, многомерная, предпринимательская, ориентированная на рынок).
11. Характеристика основных методов управления (экономических, организационно-распорядительных, социально-психологических).
12. Функции менеджмента. Общие и специальные. Принципы менеджмента.
13. Лидерство и понятие стиля руководства. Автократическое, демократическое и либеральное руководство. Достоинства и недостатки.
14. Двумерные стили руководства (управленческая решетка Блейка и Мутона, ситуационные модели эффективного руководства).
15. Управленческие решения, классификация. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.
16. Основные этапы и типовая модель принятия управленческих решений.
17. Факторы, влияющие на процесс принятия решения.
18. Методы обоснования управленческих решений. Принятие экономико-математических методов в процессе принятия решений.
19. Коммуникационные процессы в менеджменте. Понятие коммуникационные стили и коммуникационные сети.
20. Организация проведения деловых совещаний и деловых переговоров.
21. Информационная база менеджмента. Понятие информации, качество ее, документация, технические средств, используемые в менеджменте, информационные системы в организации.
22. Стратегическое управление, сущность, его составляющие. Метод SWOT.
23. Стратегия предприятия. Типы стратегий.
24. Выбор стратегии с помощью матрицы Бостонской консультационной группы (БКГ). Разработка и управление реализаций стратегии.
25. Власть менеджера в организации, классификация источников власти.
26. Требования, предъявляемые к менеджеру. Авторитет менеджера.
27. Мотивация деятельности. Теории содержания мотивации (Маслоу, Альдерфера, МакКлелланда, Герцберга). Процессуальные теории мотивации.
28. Антикризисное управление как основа риск-менеджмента.
29. Управление рисками. Общие подходы к управлению рисками.
30. Управление конфликтами. Природа, типы конфликтов.
31. Основные причины конфликтов и стили разрешения конфликтов.
32. Управление нововведениями (инновациями) на предприятии. Понятие, виды инноваций. Этапы инновационного процесса.
33. Организационные формы инновационной деятельности.
34. Содержание понятия «эффективность менеджмента», подходы к оценке эффективности менеджмента. Показатели эффективности управления организаций.
Практические задания
Задание 1
Малая фирма должна удвоить свою прибыль путем покупки следующего поколения производственного оборудования. Менеджер определил, что если фирма не сумеет увеличить прибыль, банк не даст ей кредит и оборудование невозможно будет купить. Тогда фирма будет неспособна обеспечить работой своих работников, а покупателей товарами и услугами.
В таблице 2 приведены показатели и три стратегических решения для фирмы по увеличению чистой прибыли.
Таблица 2 – Решения по увеличению прибыли
Вариант решения Показатели |
Текущее состояние, S |
Выбор маркетинга 1 |
Финансовые решения 2 |
Производственные решения 3 |
Увеличение продаж на 50%, S |
Уменьшение финансовых затрат на 50%, S |
Уменьшение производственных затрат на 20%, S |
||
Объем продаж |
100000 |
|||
Затраты на производство товара |
— 80000 |
|||
Прибыль от продаж |
20000 |
|||
Финансовые затраты |
— 60000 |
|||
Общая прибыль |
14000 |
|||
Налог на прибыль (20%) |
-2800 |
|||
Чистая прибыль |
11200 |
Рассчитать показатели по 3 вариантам и выбрать наиболее рациональный вариант.
Задание 2
Постройте организационную структуру управления Вашей организации (предприятия). Сформулируйте миссию. Определите тип организационной структуры. Дайте описание основных на Ваш взгляд функций.
Например: — материально-техническое снабжение;
— сбыт и маркетинг;
— управление персоналом;
— другие.
Задание 3
Ситуация.
Ваша фирма ежемесячно производит 5000 компьютеров. Для того чтобы серьезно противостоять конкурентам, вам предстоит сделать выбор:
1) снизить цену на продукцию на 10%. Тогда прибыль вашей фирмы от продажи каждого компьютера сократиться с 300 у. е. до 200 у. е.;
2) усилить рекламу и увеличить сеть сбытовых организаций. При этом рекламные затраты на единицу продукции возрастут с 100 у. е. до 150 у. е., а сбытовые с 50 до 120 у. е.
Ваша задача:
— определить факторы, которые будут учитываться при принятии решения, и перечень возможных альтернатив решения;
— рассчитать доходность;
— принять единственное решение.
Задание 4
Современным специалистам нужны следующие качества.
1. Наличие глубоких макроэкономических познаний.
2. Детальное знание рынка, законов его развития, специфики и динамики рыночных отношений в России и в других странах.
3. Стремление к доскональному освоению узкой специальности, являющейся для конкретного работника основной.
4. Свободная ориентация совокупности рыночных отношений, в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Кроме того, обязательны такие качества, как предприимчивость, ответственность, честность, принципиальность, скромность, физическое здоровье.
Вопросы
1. Какими дополнительными качествами надо обладать современному специалисту, чтобы он был на высоте положения?
2. Какие особые качества необходимы специалисту в России?
Задание 5
Установить последовательность представленных в таблице 3 этапов подготовки и принятия решений в процессе управления.
Таблица 3 – Этапы подготовки и принятия решений в процессе управления
№ п/п |
Наименование действий |
Ранг (номер) дает студент |
Эталон (дает преподаватель) |
Отклонения (3-4) |
1 |
Контроль выполнения управленческих решений |
|||
2 |
Документальное оформление решения |
|||
3 |
Установление проблемы, вопроса, ситуации |
|||
4 |
Формулировка решений |
|||
5 |
Постановка задачи |
|||
6 |
Выработка вариантов решения |
|||
7 |
Фиксация решения (подпись документов) |
|||
8 |
Сбор и обработка исходной информации, изучение, оценка обстановки (ситуации) |
|||
9 |
Постановка задач подчиненным |
|||
10 |
Анализ, обсуждение и оценка вариантов решения |
|||
11 |
Уяснение задачи (замысла вышестоящего руководителя), собственной задачи |
|||
12 |
Выбор окончательного решения |
Задание 6
Выберите кандидатуру на роль руководителей низшего, среднего и высшего звена по группам навыков, приведенных в таблице 4.
Таблица 4 – Группа навыков руководителей низшего, среднего и высшего звена
А |
Б |
В |
1. Умение объединить подчиненных |
1.Владение технологическими навыками |
1. Умение сплачивать подчиненных |
2. Способность предвидения |
2. Умение сплачивать подчиненных |
2. Умение быстро принимать решения |
3. Умение планировать как стратегические, так и тактические направления хозяйственной деятельности предприятия |
3. Умение проявлять инициативу |
3. Умение предотвращать конфликты |
4. Умение творчески рассуждать, мыслить |
4. Умение идти на компромисс |
4. Способность мотивировать труд |
5. Умение идти на компромисс |
5. Умение планировать и анализировать показатели деятельности |
5. Умение нести ответственность |
6. Адаптация к переменам |
6. Умение мотивировать труд |
6. Умение предвидеть |
7. Способность к новаторству |
7. Содействие продвижению новых разработок |
7. Владение технологическими навыками |
Задание 7
Конкретная ситуация
Ваш вышестоящий руководитель, минуя Вас, дает срочное задание Вашему подчиненному, который уже занят выполнением другого ответственного задания, полученного Вами лично от директора. Ваш вышестоящий руководитель делает это уже не в первый раз, и Вы знаете о его натянутых отношениях с директором предприятия. Оба задания являются неотложными. Выберите наиболее приемлемый вариант решения.
1. Выразите подчиненному свое несогласие с заданием вышестоящего руководителя и заставьте его выполнить неотложное задание директора.
2. В интересах дела подключите к выполнению порученных заданий другого Вашего сотрудника.
3. Напишите служебную записку на имя директора по поду случившегося и попросите выпустить приказ о порядке распорядительных воздействий на предприятии.
4. Обратитесь к вышестоящему руководителю с просьбой давать указания Вашим подчиненным только через Вас и попросите перенести срок его задания.
Задание 8
В результате усиления позиций конкурентов у Вашей фирмы возникли сложности со сбытом компьютеров.
Имеются следующие варианты решения задачи:
1. Снизить производство компьютеров с 5000 до 4000 ед. в месяц. При этом ваши потери составят 50000 у. е.;
2. усовершенствовать модели производимых компьютеров. В этом случае потери дохода составят 20000 у. е. ( от модернизации) и 30000 у. е. (от внесений изменений в технологию);
3. усилить рекламную компанию. В этом случае затраты на единицу продукции возрастут на 8 у. е.
Ваша задача состоит в следующем:
— определить факторы, влияющие на принятие решения;
— рассчитать доходность;
— выбрать окончательное решение.
Задание 9
Внешняя среда имеет первостепенное значение для принятия решений в области риск-менеджмента. Раскройте прямые и косвенные факторы внешней среды, объективные и субъективные обстоятельства, влияющие на уровень зрелости механизма управления предприятием. Охарактеризуйте каждую группу факторов в отдельности. Покажите их взаимосвязь. (Можно графически).
Задание 10
Руководству предприятия представлены на рассмотрение два проекта организации производства газонокосилки. Характеристика проектов дана в таблице 5.
Таблица 5 — Характеристика организационных проектов
Показатели |
Варианты проекта |
|
А |
В |
|
Объем спроса, шт. / год |
1 200 |
5 000 |
Цена, ДЕ |
10 000 |
10 000 |
Постоянные затраты, ДЕ: -затраты на НИОКР -обслуживание и ремонт -общезаводские накладные расходы — затраты на реализацию |
2 000 000 500 000 1 000 000 1 000 000 |
4 500 000 1 000 000 2 500 000 2 000 000 |
Переменные затраты на единицу продукции, ДЕ: -сырье, основные материалы -прочие материалы -заработная плата рабочих -энергия на технологические нужды |
2 000 1 000 3 700 500 |
2 500 800 3 000 400 |
Сравнить и выбрать наиболее эффективный вариант организационного проекта производства газонокосилок.
Рекомендации к решению
Для оценки эффективности проектов использовать метод расчета точки безубыточности.
Тесты
1. Основателем научного управления называют:
1). А. Файоля
2). Ф. Гилберта
3). Ф. Тейлора
4). Г. Гантта
2. Кто был основателем административной школы?
1). Ф. Тейлор
2). А. Файоль
3). Г. Гантт
4). М. Вебер
3. Под открытой системой в менеджменте понимается система …
1). взаимодействующая с внешней средой
2). объединяющая в себе все элементы и связи, влияющие на ее
функционирование
3). состоящая из элементов и подсистем
4. К какой школе менеджмента относится Ф. Тейлор?
1). Школа человеческих отношений
2). Школа научного менеджмента
3). Ситуационная школа
5. Основной ролью менеджера в организации является …
1). принятие решений
2). информационная
3). организация документооборота
4). предоставление отчетности в налоговую инспекцию
6. Реальное влияние при стратегическом управлении имеют руководители …
1). среднего уровня
2). низшего уровня
3). высшего, среднего и низшего уровня
4). высшего уровня
7. Горизонтальные связи в структуре управления организацией являются одноуровневыми и носят характер:
1). доверия
2). взаимного подчинения
3). согласования
4). кооперации
8. В чем особенность матричной структуры?
1). Матричная ячейка подчиняется руководителю продуктового подразделения
2). Матричная ячейка подчиняется руководителю функционального
подразделения
3). Матричная ячейка подчиняется одновременно руководителям
функционального и продуктового подразделений
9. Матричная организационная структура управления рекомендуется для условий:
1). выполнения организаций сложных проектов
2). дефицита рабочей силы
3). диверсификации производства
4). территориально рассредоточенных организаций
10. Укажите факторы внешней среды прямого воздействия на организацию:
1). конкуренты, поставщики, местные органы, акционеры, экономика,
потребители
2). поставщики, конкуренты, потребители, правительственные и местные
органы
3). конкуренты, политика, местные органы, поставщики, акционеры
11. Укажите, чем характеризуется автократический стиль руководства:
1). высокой централизацией, доминированием единоначалия
2). конкретным распределением полномочий между руководителем и
коллективом
3). отсутствием активного участия руководителя в управлении организацией
12. Демократический стиль управления означает, что руководитель …
1). ставит перед исполнителем проблему, создает необходимые
организационные условия, задает границы решения, а сам выполняет роль
арбитра, эксперта и оценщика
2). доверяет подчиненным по большинству решаемых проблем,
прислушивается к советам, поддерживает с
подчиненными полуофициальные отношения
3). определяет не только содержание заданий, но и конкретные способы их
выполнения, предпочтения отдается наказаниям, жесткому тону,
дистанцированию с подчиненными
13. Какой тип организационной структуры является наиболее адаптивным к изменениям рынка?
1). Линейно-функциональная
2). Линейно-штабная
3). Дивизиональная
4). Сетевая
14. Какая структура является более централизованной?
1). Дивизиональная
2). Линейно-функциональная
15. Какой из подходов не относится к известным школам в управлении?
1). Научное управление
2). Административное управление
3). Новая экономическая политика
4). Человеческие отношения
16. Основные функции управления:
1). планирование, контроль
2). планирование, организация, координация, мотивация, контроль
3). организация, мотивация
4). организация, мотивация, контроль
17. Ключевым фактором в любой модели управления являются …
1). люди
2). средства производства
3). финансы
4). структура управления
18. К основным функциям менеджмента, входящим в общепринятую классификацию, не относится …
1). финансирование
2). планирование
3). мотивация
4). контроль
19. К какой категории менеджеров можно отнести заместителя исполнительного директора компании по маркетингу?
1). Линейный менеджер
2). Аппаратный (штабной) менеджер
3). Функциональный менеджер
20. Какой тип организационной структуры наиболее широко используется в российской практике:
1). Матричная
2). Дивизиональная
3). Линейно-функциональная
4). Линейная
21. С какой функции начинается логический порядок принятия управленческого решения?
1). Организации
2). Контроля
3). Планирования
4). Мотивации
22. Роль обратной связи в управленческом цикле выполняет функция:
1). планирования
2). мотивации
3). контроля
4). организации
5). координации и регулирования
23. Что является главным в научном подходе к управлению?
1). Организаторские способности руководства
2). Хорошее экономическое образование
3). Перспективность и целеустремленность в управлении
4). Знание и их использование в практической работе по управлению
24. К основным функциям менеджмента, входящим в общепринятую классификацию относятся (выберите несколько вариантов ответа):
1). мотивация
2). финансирование
3). планирование
4). контроль
25. В теории менеджмента по целевой ориентации различают следующие виды планирования (выберите несколько вариантов ответа):
1). стратегическое
2). оперативное
3). долгосрочное
4). краткосрочное
26. Власть, построенная на силе личных качеств или способности лидера, является (выберите один вариант ответа):
1). диктаторской
2). экспертной
3). харизматической
4). принудительной
27. Согласно теории менеджмента к социотехническим системам относятся (-ится) …
1). станки с программным управлением
2). компьютер
3). люди, участвующие в процессе производства
4). заменяющие определенное число работников
28. В теории управленческих решений под термином «показатель» понимается …
1). состояние управляемой системы, оцениваемое относительно
поставленной цели
2). формализованное описание желаемого состояния объекта
организационного управления
3). количественная или качественная величина, характеризующая объект
управления
4). совокупность взаимосвязанных характеристик, принятых для описания
объекта организационного управления и их установленные нормативные
значения
29. Методы управления представляют собой способы:
1). создания организаций и управления ими
2). применения знаний в области управления
3). воздействия субъекта управления на объект управления для достижения
поставленных целей
4). использование ресурсов организаций
30. В теории менеджмента основаны на достижении временного результата такие виды разрешения конфликтов как (выберите несколько вариантов ответа):
1). компромисс
2). подавление
3). избегание
4). сотрудничество
31. Под субъектом управления в менеджменте понимается:
1). совокупность подразделений организаций
2). направление бизнеса
3). управляющая подсистема
4). управляемая подсистема
32. Годом признания менеджмента как науки считается:
1). 1911 г.
2). 1903 г.
3). 1885 г.
4). 1893 г.
33. По нисходящим коммуникационным связям осуществляется движение информации от …
1). подчиненных к руководителям
2). руководителей к подчиненным
3). поставщиков к потребителям
4). служб снабжения к производственным подразделениям
34. К экономическим методам разработки управленческих решений относят: (выберите несколько вариантов ответа)
1. анализ потребностей работников
2. анализ безубыточности производства
3. метод опросного листа
4. определение суммы страхования рисков деятельности предприятия
35. Назовите методы, входящие в группу организационно-распорядительных методов управления (выберите несколько вариантов ответа):
1). приказ
2). инструкция
3). убеждение
4). премирование
36. В мировой практике менеджмента выделяют такие группы теорий мотивации, как … (выберите несколько вариантов ответа):
1). количественные
2). содержательные
3). координационные
4). процессуальные
37. Что из перечисленного должно присутствовать в формулировке миссии организации?
1). Прибыльность
2). Основная сфера бизнеса
3). Человеческие ресурсы
4). Производительность труда
38. Дисфункциональный конфликт – это …
1). конфликтная ситуация
2). конфликт, сопровождающий снижением эффективности деятельности
организации
3). инцидент
4). конфликт, сопровождающийся повышением эффективности в организации
39. Что является предметом исследования:
1). ситуация
2). управленческое решение
3). проблема
4). основные свойства и характеристики управления
40. В чем выражается эффективность управления производством?
1). В достижении производственным коллективом поставленных целей
2). В автоматизации управления производством
3). В значительном повышении темпов развития производства
4). В достижении высокого результата при снижении затрат на управление
Список литературы
1. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник для эконом. спец. вузов. — М.: Экономист, 2006.
2. Галенко В. П., Рахманов А. И., Страхова О. А. Менеджмент: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003.
3. Гончаров В. И. Менеджмент: Учебное пособие. – Минск.: Мисанта, 2003.
4. Зельдович Б. З. Менеджмент: Учебник. — М.: Экзамен, 2007.
5. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента. Учебное пособие. – Минск.: Новое знание, 2002.
6. Казанцев А. К., Подлесных В. И., Серова Л. С. Практический менеджмент: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2000.
7. Лукичева Л. И. Управление организацией. Учебное пособие. – М.: Омега, 2005.
8. Менеджмент: практические ситуации, деловые игры, упражнения /Под общей ред. О. А. Страховой. – СПб.: Издательство «Питер», 2000.
9. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента /Пер. с англ. – М.: Дело, 2003.
10. Основы менеджмента. Учебное пособие. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2000.
11. Основы менеджмента: Учебник для вузов /Д. Д. Вачугов, Т. Е. Березкина, Н. А. Кислякова и др.; Под общей ред. Д. Д. Вачугова. – М.: Высшая школа, 2003.
12. Пичужкин И. В., Жарков В. Н., Максимов С. А. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2003.
13. Практический менеджмент: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2000.
14. Раздорожный А. А. Управление организацией (предприятием): Учебник. – М.: Экзамен, 2008.
15. Уткин Э. А. Риск-менеджмент. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 1998.
16. Управление организаций: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина– М.: ИНФРА-М, 2009.
17. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом».
18. Журнал «Проблемы теории и практики управления».
Приложение 1
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Экономический факультет
Контрольная работа
по дисциплине «Теория менеджмента»
Выполнила: Ф. И.О.
Группа:
Зачетная книжка:
Проверила: доцент Семенова Л. М.
Курган 2012
Семенова Лидия Михайловна
ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Методические указания к выполнению
контрольной работы для студентов заочной формы обучения
направления 080200.62 «Менеджмент»
Редактор
…………………………………………………………………………………………………………………
Подписано к печати Формат 60*84 1/16 Бумага тип. № 1
Печать трафаретная Усл. п. л. 1,5 Уч.-изд. л. 1,5
Заказ Тираж 100 Цена свободная
…………………………………………………………………………………………………………………
РИЦ Курганского государственного университета,
640669, г. Курган, ул. Гоголя, 25.
Курганский государственный университет