Методичка по основам менеджмента
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины,
задания для домашней контрольной работы и рекомендации по ее выполнению
для учащихся 1 курса заочной формы получения образования
специальностей
«Бухгалтерский учет, анализ и контроль»
и «Экономика и организация производства».
Пояснительная записка
Менеджмент — новое явление в условиях экономической системы, сложившейся ранее и существующей ныне в Республике Беларусь
Предметом менеджмента является управление людьми, а через них – социально – экономическими процессами в самых разных сферах человеческой деятельности. С развитием рыночных экономических отношений в Республике Беларусь все более актуальным становится преобразование существующей системы в рыночную на основе менеджмента.
Изучение дисциплины «Основы менеджмента» опирается на знания, полученные при изучении дисциплин «Экономика организации», «Психология и этика делового общения», «Основы маркетинга», «Основы предпринимательства».
Цель изучения дисциплины — формирование необходимых базовых знаний, умений и навыков управленческой деятельности на основе теоретического обобщения отечественного и зарубежного опыта, принятия управленческих решений, осуществления процесса управления.
Основная задача дисциплины – дать учащимся систематизированные знаний о сущности принципов, методов и функций менеджмента, содержания и особенностей работы менеджера.
Дисциплина изучается в объеме 50 часов. Основными видами занятий являются лекционные и практические занятия. 38 часов отводится для самостоятельной работы учащихся – заочников. В целях закрепления теоретических знаний учащихся и приобретения ими необходимых навыков и умений предусмотрено выполнение домашней контрольной работы.
В конце изучения дисциплины учащиеся пишут обязательную контрольную работу.
В процессе изучения дисциплины следует использовать законодательные и нормативные акты, программу социально – экономического развития Республики Беларусь и другие документы, регламентирующие коренную перестройку управления экономикой и роль человека в системе рыночных отношений.
В результате изучения дисциплины учащиеся должны знать:
ü нормативно – правовые акты Республики Беларусь, регулирующие хозяйственную и предпринимательскую деятельность;
ü значение менеджмента в экономике;
ü порядок взаимодействия структурных подразделений организации;
ü методы управления коллективом;
ü методы планирования экономических и социальных процессов в экономике страны, регионов, субъектов хозяйствования;
ü методы оценки персонала;
ü инструменты принятия управленческих решений.
В результате изучения дисциплины учащиеся должны уметь:
ü принимать управленческие решения;
ü использовать информационные технологии для решения задач по управлению организацией и структурными подразделениями;
ü применять методы контроля, включая антикризисные элементы опережающего контроля.
Настоящие методические рекомендации позволят учащимся систематизировать изучаемый материал и могут стать основой для подготовки конспекта при самостоятельном изучении дисциплины.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗДЕЛОВ, ТЕМ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Приступая к изучению данной дисциплины, ознакомьтесь со структурой дисциплины «Основы менеджмента», ее целями, задачами и значением в системе экономической подготовки специалистов. Выявите взаимосвязь курса с другими учебными дисциплинами.
Ознакомьтесь с понятиями «управление», «процесс», «менеджмент», «объект управления», «субъект управления», актуальностью изучения дисциплины, ее местом среди других экономических наук. При изучении данной темы уясните содержание менеджмента в различных аспектах, в том числе как науку и практику управления.
Обратите внимание на законодательные и нормативно – правовые акты в области управления.
Литература [1,2,4,8]
Вопросы для самоконтроля:
1. Определите значимость дисциплины «Основы менеджмента» и ее связь с другими учебными дисциплинами.
2. Изложите цели и задачи данной дисциплины.
3. Дайте определения понятий «менеджмент», «менеджер», «управление».
4. Опишите виды менеджмента.
Раздел 1. Теоретические основы менеджмента.
Тема 1.1. Развитие теории и практики менеджмента.
Организация существует на протяжении многих тысячелетий. Столько же существует управление. Происходящие в мире перемены, связанные с научно – техническим прогрессом, с изменением в отношениях общества к бизнесу способствовали разработке новых подходов к управлению, которые отражают эволюцию менеджмента как науки.
С учетом этой эволюции получили развитие четыре подхода к управлению: подход с позиции выделения различных школ, процессный подход, системный и ситуационный подходы.
При рассмотрении данной темы ознакомьтесь с основными этапами развития менеджмента, особенностями донаучного периода его развития, оценить вклад различных школ в развитие менеджмента: школы научного управления (Ф. Тейлор, Г. Ганнт, Ф. и Л. Гилбрет, Э. Эмерсон), административной школы (А. Файоль, Г. Форд, Л. Урвик, М. Вебер), школы человеческих отношений и поведенческих наук (Э. Мейо, М. Фоллет, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор, Р. Лайкерт, Ф. Герцберг, Р. Блейк), школы количественных методов управления (Л. Канторович, С. Новожилов и др.). Уясните сущность процессного, системного и ситуационного подходов.
Литература [1,2,3,4,6]
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите основные этапы развития менеджмента.
2. Выскажите общее суждение об особенностях донаучного периода развития менеджмента.
3. Сформулируйте достижения школы научного управления. Назовите основные принципы, сформулированные Ф. Тейлором и его школой.
4. Изложите основные положения административной школы и ее вклад в развитие управленческой мысли.
5. Сформулируйте концепцию управления школы человеческих отношений.
6. Раскройте сущность системного подхода в менеджменте.
7. Сформулируйте основные положения системного подхода в менеджменте.
8. Поясните сущность ситуационного подхода в менеджменте.
Тема 1.2. Функции и принципы менеджмента. Уровни управления.
При изучении этой темы уясните определение понятия «функция менеджмента», ознакомьтесь с классификацией функций менеджмента.
В современном менеджменте выделяют два подхода классификаций функций управления. Первый подход предусматривает выделение общих, универсальных функций управления (планирование, контроль, организация, мотивация). В рамках второго подхода выделяется система частных функций управления конкретным объектом (производство, наука и др.) Целью изучения данной темы является формирование знаний об указанных функциях управления. Уяснив эти вопросы, обратите внимание на взаимосвязь функций планирования, организации, мотивации и контроля.
Литература [1,2,3,4,6]
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение понятия «функция управления».
2. Охарактеризуйте функцию планирования.
3. Охарактеризуйте функцию организации.
4. Охарактеризуйте функцию мотивации.
5. Охарактеризуйте функцию контроля.
6. Опишите основные принципы планирования.
7. Опишите виды планирования.
8. Опишите уровни управления.
Тема 1.3. Организационные структуры управления организацией.
Одним из основных элементов управления организацией является организационная структура.
Начиная изучение этой темы, уясните сущность структуры управления, общую характеристику и классификацию организационных структур управления, ознакомьтесь с общими принципами их построения.
Обратите внимание на типы иерархических структур (линейную, функциональную, линейно – функциональную, дивизиональную) и адаптивных структур (проектную, матричную, сетевую, виртуальную). Выделите их достоинства и недостатки.
Практическое занятие 1.
Изучение конкретных производственных ситуаций. Выбор оптимальных организационных структур управления для конкретных организаций (банка, крупной фирмы по торговле недвижимостью, фирмы, занимающейся распространения косметикой, учебного заведения.)
Литература [1,2,3,4,6]
Вопросы для самоконтроля:
1. Сформулируйте определения понятий «структура управления», «организационная структура управления».
2. Изложите общие принципы построения организационных структур.
3. Назовите виды и типы организационных структур управления.
4. Изложите особенности построения различных типов структур управления, область их применения, преимущества и недостатки.
Тема 1.4. Методы управления организацией.
Реализация рассмотренных ранее функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов управления.
Изучая данную тему, уясните понятие «метод управления», классификацию методов управления. Обратите внимание на характеристику экономических, социально – психологических и организационно – распорядительных методов управления, организацию самоуправления. Характеризуя методы управления, раскройте их направленность, содержание (специфика приемов и способов воздействия) и организационную форму (воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию).
Литература [1,2,3,4,6]
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение понятия «метод управления».
2. Охарактеризуйте организационно – распорядительные методы управления.
3. Охарактеризуйте социально – психологические методы управления.
4. Охарактеризуйте экономические методы управления.
Тема 1.5. Цели организации и управленческие стратегии.
Начиная изучение данной темы, уясните определения понятий «цели организации», «дерево целей». Изучите требования, предъявляемые к целям организации.
Обратите внимание на систему целей, стоящих перед любой организацией (миссия, генеральная цель, общеорганизационные и специфические цели), управление по целям, необходимость их декларирования.
Ознакомьтесь с понятием управленческой стратегии, ее элементами, основными видами управленческих стратегий, стадиями их формирования.
Литература [2,4,6,5]
Вопросы для самоконтроля:
1. Выскажите общее суждение о структуре «дерева целей».
2. Изложите требования, предъявляемые к целям организации.
3. Охарактеризуйте систему целей организации.
4. Дайте определение понятия «управленческая стратегия».
5. Изложите виды управленческих стратегий.
6. Охарактеризуйте стадии формирования стратегий управления.
Раздел 2. Внутриорганизационные процессы.
Тема 2.1. Власть и руководство.
Начиная изучение данной темы, уясните определения понятий «стиль руководства», «лидерство», «власть». Ознакомьтесь с формами управленческого воздействия.
Выясните факторы, оказывающие воздействие на стиль руководства. Изучите основные стили управления (авторитарный, демократический, либеральный, анархический). Выясните основные их преимущества и недостатки.
Обратите внимание на управленческую решетку ГРИД, выделите основные и дополнительные стили управления.
Практическое занятие 2.
Изучение особенностей авторитарного, демократического и либерального стилей руководства. Выбор стиля руководства для конкретной организации.
Литература [1,2,3,7]
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определения понятий «стиль управления», «власть», «руководство».
2. Изложите факторы, влияющие на выбор стиля руководства.
3. Охарактеризуйте авторитарный стиль управления.
4. Охарактеризуйте демократический стиль управления.
5. Охарактеризуйте либеральный стиль управления.
6. Охарактеризуйте анархический стиль управления.
7. Охарактеризуйте управленческую решетку ГРИД.
8. Выделите основные дополнительные стили управления.
Тема 2.2. Мотивация работников.
Изучая данную тему, выясните основные теории мотивации (содержательные теории и процессуальные теории). Изучите основные положения данных теорий, выявите основные преимущества и недостатки.
Литература [1,2,3,5,6]
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение понятия «функция мотивации».
2. Охарактеризуйте содержательные теории мотивации.
3. Охарактеризуйте процессуальные теории мотивации.
Тема 2.3. Управление конфликтами.
Взаимодействие людей организации может быть как кооперативным, так и конфликтным. И задача менеджера – решать конфликт, извлекать пользу для организации.
Следовательно, Вам необходимо изучить виды, структуру конфликта, его причины возникновения и последствия. Обратите внимание на необходимость управления конфликтами, на существующие способы предотвращения конфликтов (административные и педагогические).
Литература [1,2,3,5,7]
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение понятия «конфликт».
2. Опишите модель конфликта.
3. Охарактеризуйте виды конфликтов.
4. Перечислите причины конфликтов.
5. Опишите способы разрешения конфликтов.
Тема 2.4. Теория и практика принятия управленческого решения.
Для менеджера принятие решений – это постоянная и весьма ответственная работа. Способность принимать правильные решения является одним из показателей его деятельности.
При изучении данной темы уясните понятие управленческого решения, изучите их классификацию. Изучите факторы, влияющие на процесс принятия управленческого решения, требования, предъявляемые к управленческим решениям. Рассмотрите технологию принятия управленческого решения. Обратите внимание на методы принятия решений и порядок определения их эффективности.
Практическое занятие 3.
Принятие управленческого решения по предлагаемой ситуации.
Литература [1,2,3,5,6]
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение понятия «управленческое решение».
2. Классифицируйте виды управленческих решений.
3. Приведите порядок принятия управленческого решения.
4. Назовите факторы эффективности принятия решения.
5. Охарактеризуйте методы принятия управленческого решения.
Раздел 3. Основы управления персоналом.
Тема 3.1. Управление персоналом.
При изучении данной темы уясните определения понятий «персонал», «кадры», ознакомьтесь со структурой кадров, ее разновидностями, с функциями кадровой службы.
Процесс набора кадров столь же сложен и точен, как и любая другая управленческая работа. Рассмотрите порядок набора и отбора персонала, выявите преимущества и недостатки подбора персонала внутри организации и за ее пределами, определите источники информации, используемые при отборе персонала.
Обратите внимание на методы и проблемы оценки персонала, выявите причины текучести кадров.
Практическое занятие 4.
Анализ эффективности методов оценки персонала (аттестации, оценки непосредственным руководителем). Анализ структуры учебной группы.
Литература [4,5,6,7]
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение понятия «персонал», «кадры».
2. Изложите функции кадровых служб.
3. Изложите задачи кадровых служб.
4. Охарактеризуйте структуру кадров.
5. Дайте определение понятия «набор персонала».
6. Изложите источники информации, используемые при отборе кадров.
7. Сравните преимущества и недостатки подбора кадров персонала внутри организации и за ее пределами.
8. Дайте определение понятия «оценка персонала».
9. Опишите методы оценки персонала.
10.Изложите проблемы оценки персонала.
Тема 3.2. Организация управленческого труда.
Начиная изучение данной темы, определите функции и задачи менеджера. Ознакомьтесь с требованиями, предъявляемые к менеджеру.
Изучите планирование личного труда руководителя, сущность делегирования полномочий. Обратите внимание на порядок проведения бесед, собраний, совещаний, приема посетителей.
Литература [1,2,3,5,6]
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение понятия «менеджер».
2. Изложите функции и задачи менеджера.
3. Изложите требования, предъявляемые к менеджеру.
4. Дайте определение понятия «делегирование полномочий».
5. Изложите порядок планирования личного труда руководителя.
6. Дайте определение понятия «деловое совещание». Изложите цели и виды совещаний.
7. Охарактеризуйте порядок проведения совещаний и собраний.
8. Охарактеризуйте порядок ее проведения.
Тема 3.3. Эффективность менеджмента.
Основным в экономической теории и хозяйственной практике является соотношение результатов и затрат, которое в общем случае называется эффективностью. Изучите коэффициенты, применимые для расчета эффективности труда менеджера.
Обратите внимание на зависимость эффективности менеджмента от результатов деятельности (эффективности) деятельности организации (предприятия).
Литература [1,2,3,5,6]
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите коэффициенты, применяемые для расчета эффективности труда коллектива.
2. Выскажите общее суждение об основных этапах оценки труда менеджера.
3. Объясните зависимость эффективности менеджмента от эффективности деятельности организации (предприятия).
4. Изложите показатели оценки эффективности труда управленческих работников.
Задания для домашних контрольных работ и методические рекомендации по их выполнению.
Домашняя контрольная работа состоит из 35 равноценных вариантов, каждый их которых содержит три вопроса. Номер вопроса соответствует номеру фамилии учащегося в учебном журнале.
Домашнюю контрольную работу выполняйте аккуратно, разборчивым почерком, без сокращения слов в ученической тетради или в компьютерном варианте. При компьютерном наборе используйте шрифт Times New Roman 14 пт, межстрочный интервал – 1,0. Текст, распечатанный с одной стороны листа, должен быть четким и понятный для чтения. Поля страницы: верхнее и нижнее – 2см., левое – 3 см., правое – 0,8 см. Все материалы нумеруются посередине верхнего поля листа арабскими цифрами.
В конце контрольной работы необходимо указать использованную литературу (на одном листе), поставить дату выполнения и свою подпись.
На титульном листе следует указать название учебного заведения, дисциплину, вариант, фамилию, имя, отчество.
При выполнении контрольной работы недопустимо механическое переписывание материала из учебника, необходимо обдуманно отвечать на поставленный вопрос.
Если работа не зачтена, необходимо выполнить доработку в той же тетради с учетом замечаний преподавателя в рецензии.
Вопросы для выполнения домашней контрольной работы
1. Раскройте сущность менеджмента. Изложите его цели, задачи и виды.
2. Опишите демократический стиль руководства.
3. Охарактеризуйте порядок проведения совещаний, собраний.
4. Укажите основные этапы развития менеджмента. Изложите управленческие идеи древности.
5. Опишите авторитарный стиль управления.
6. Охарактеризуйте планирование личного труда руководителя и порядок приема посетителей.
7. Раскройте сущность понятия «конфликт», изложите структуру конфликта.
8. Опишите либеральный стиль руководства.
9. Охарактеризуйте школу научного управления.
10.Раскройте сущность понятия «управленческое решение». Изложите требования, предъявляемые к управленческим решениям.
11.Опишите виды конфликтов и их причины.
12.Охарактеризуйте школу человеческих отношений и поведенческих наук.
13.Раскройте сущность делегирования полномочий, объясните его необходимость.
14.Опишите основные стратегии поведения менеджера в конфликтных ситуациях.
15.Охарактеризуйте школу количественных методов управления.
16.Раскройте сущность понятия «власть», изложите формы управленческого воздействия.
17.Опишите особенности процессного подхода к менеджменту.
18.Охарактеризуйте стили руководства, выделенные в управленческой решетке ГРИД.
19.Опишите особенности системного подхода к менеджменту.
20.Охарактеризуйте содержательные теории мотивации.
21.Опишите особенности ситуационного подхода к менеджменту.
22.Охарактеризуйте процессуальные теории мотивации.
23.Изложите виды и подходы к принятию управленческих решений.
24.Охарактеризуйте планирование как функцию менеджмента.
25.Опишите основные этапы принятия управленческого решения.
26.Охарактеризуйте организацию как функцию менеджмента.
27.Опишите методы принятия решений.
28.Охарактеризуйте контроль как функцию менеджмента.
29.Изложите структуру кадров, ее разновидности и функции кадровой службы.
30.Охарактеризуйте принципы менеджмента.
31.Опишите особенности конкретных (специальных) функций управления организацией.
32.Опишите методы и проблемы оценки персонала.
33.Изложите особенности построения, область применения, преимущества и недостатки линейной структуры управления.
34.Изложите особенности построения, область применения, преимущества и недостатки функциональной структуры управления.
35.Изложите особенности построения, область применения, преимущества и недостатки штабной структуры управления.
36.Изложите особенности построения, область применения, преимущества и недостатки матричной структуры управления.
37.Изложите особенности сетевой построения, область применения, преимущества и недостатки дивизиональной структуры управления.
38.Опишите организационно — административные методы менеджмента.
39.Опишите социально – психологические методы менеджмента.
40.Охарактеризуйте показатели оценки эффективности труда управленческих работников.
41.Опишите уровни управления.
42.Опишите основные виды управленческих стратегий, стадии их формирования.
43.Раскройте сущность понятия «дерево целей», изложите требования, предъявляемые к целям организации.
44.Опишите цели, стоящие перед любой организацией (миссию, генеральную цель, общеорганизационные и специфические цели).
№ варианта |
Вопрос №1 |
Вопрос№ 2 |
Вопрос №3 |
1 |
1 |
25 |
26 |
2 |
2 |
24 |
27 |
3 |
3 |
23 |
28 |
4 |
4 |
22 |
29 |
5 |
5 |
21 |
30 |
6 |
6 |
20 |
31 |
7 |
7 |
19 |
32 |
8 |
8 |
18 |
33 |
9 |
9 |
17 |
34 |
10 |
10 |
16 |
35 |
11 |
11 |
15 |
36 |
12 |
12 |
14 |
37 |
13 |
13 |
39 |
38 |
14 |
14 |
12 |
13 |
15 |
15 |
11 |
36 |
16 |
16 |
10 |
37 |
17 |
17 |
9 |
38 |
18 |
18 |
8 |
39 |
19 |
19 |
7 |
4 |
20 |
20 |
6 |
40 |
21 |
21 |
5 |
41 |
22 |
22 |
4 |
42 |
23 |
23 |
3 |
43 |
24 |
24 |
2 |
44 |
25 |
25 |
1 |
4 |
26 |
26 |
5 |
7 |
27 |
27 |
44 |
8 |
28 |
28 |
43 |
9 |
29 |
29 |
42 |
5 |
30 |
30 |
41 |
3 |
31 |
31 |
40 |
4 |
32 |
32 |
39 |
6 |
33 |
33 |
38 |
8 |
34 |
34 |
37 |
9 |
35 |
35 |
36 |
10 |
Примерный перечень вопросов для подготовки учащихся к обязательной контрольной работе.
1. Дайте определение понятия «менеджмент».
2. Дайте определение понятия «власть».
3. Дайте определение понятия «управленческое решение».
4. Дайте определение понятия «конфликт».
5. Дайте определение понятия «организационная структура».
6. Дайте определение понятия «управление».
7. Дайте определение понятия «стиль управления».
8. Дайте определение понятия «менеджер».
9. Опишите особенности демократического стиля управления.
10. Опишите виды конфликтов.
11. Опишите виды менеджмента.
12.Изложите критерии оценки сотрудников при приеме на работу.
13.Изложите задачи кадровых служб.
14. Изложите причины возникновения конфликтов.
15. Изложите критерии оценки сотрудников при приеме на работу.
16. Опишите уровни управления в менеджменте.
17. Охарактеризуйте иерархическую теорию мотивации А. Маслоу.
18. Классифицируйте управленческие решения по различным признакам.
19. Охарактеризуйте социально – психологические методы управления.
20. Охарактеризуйте основные направления школы научного управления.
21. Охарактеризуйте управленческую решетку ГРИД.
22. Охарактеризуйте линейную структуру управления.
23.Охарактеризуйте процессный и системный подходы к менеджменту.
24.Охарактеризуйте либеральный стиль управления.
25.Классифицируйте цели организации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Л. К. Климович. Основы менеджмента. Мн., РИПО,2013
2. В. И. Гончаров. Основы менеджмента. Мн., “Современная школа”,2006
3. И. П. Деревяго. Менеджмент. Мн., “Тетра Систем”, 2008
4. А. П. Смольский. Деловой менеджмент. Мн., “Современная школа”,2011
5. Р. С. Седегов. Управление персоналом. Мн., «Тэхналогiя», 1997
6. С. А. Байгот, Е. Е. Ефимчик. Основы менеджмента. Мн., 1998
7. Н. И. Кабушкин. Основы менеджмента. Мн., 2004
8. Б. Б. Казначевская. Менеджмент. Ростов на Дону, «Феникс», 2000