Маркетинг туристских территорий
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Маркетинг туристских территорий»
1. Цель и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Маркетинг туристских территорий» является формирование профессиональных компетенций бакалавра по направлению 021000.62 (05.03.02) – География, связанных с маркетингом туристических услуг и территорий, с организацией маркетинговых мероприятий.
Основные задачи дисциплины:
– ознакомление с теоретическими основами маркетинга туристских территорий, с местом маркетинговых мероприятий в рекреации и туризме для эффективной организации туристско-рекреационной деятельности;
– овладение навыками проведения маркетинговых мероприятий в рекреации и туризме;
– формирование на основе обоснования важности инновационного развития туризма и рекреации в России чувства патриотизма, ощущения уникальности своей страны и отдельных ее территорий, в том числе и с точки зрения туристической привлекательности.
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Маркетинг туристских территорий» относится к дисциплинам по выбору вариативной части учебного плана. Ее освоение проходит в 7 семестре.
3. Связь с предшествующими дисциплинами
Для освоения дисциплины «Маркетинг туристских территорий» необходимы знания, умения и навыки, полученные ранее при изучении дисциплин «Экономика», «Социология», «Педагогика и психология», «Социально-экономическая география», «Территориальное планирование и проектирование», «Технология и организация туристско-рекреационной деятельности», «Методы туристско-рекреационных исследований», «Информационные технологии в туристско-рекреационной деятельности».
4. Связь с последующими дисциплинами
Знания, умения и навыки, полученные в ходе освоения дисциплины «Маркетинг туристских территорий» необходимы при прохождении производственной и преддипломной практики.
5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате изучения дисциплины
5.1. Наименование компетенций
Индекс |
Формулировка: |
ПК–23 |
освоением и умением применять методы рекреационно-географических исследований, умением проводить туристско-рекреационное районирование территории, владением информационными технологиями и методами обработки, анализа и синтеза географической информации. |
5.2. Структура и компонентный состав компетенций
Перечень компонентов |
Технологии формирования компетенции |
Средства и технологии оценки |
Знать: – основные категории и концепции маркетинга в туризме и рекреации; – теоретические основы маркетинга туристских территорий; – технологии принятия и поддержки маркетинговых решений в туризме; –законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность в сфере маркетинга туристских территорий. |
лекция-визуализация, подготовка и защита группового задания |
сообщение (устное) |
Уметь: – оценивать возможности территории с точки зрения маркетинга туризма; – планировать мероприятия по маркетингу территории с точки зрения развития туризма; |
подготовка и защита группового задания |
сообщение (устное) |
Владеть: – общенаучными и географическими методами исследования и творчески применять их в разработке маркетинговых мероприятий в сфере туризма и рекреации; – технологиями проведения маркетинговых исследований территории для развития туризма. |
подготовка и защита группового задания |
сообщение |
5.3. Планируемые уровни сформированности компетенций у студентов, изучающих дисциплину
Уровни сформированности компетенций |
Индикаторы |
Дескрипторы |
|||
2 балла |
3 балла |
4 балла |
5 баллов |
||
Базовый |
Знание: |
отдельных разделов и тем курса |
основ разделов и тем курса |
полного содержания всех разделов и тем курса |
|
Умение: |
знать об умениях, формируемых в результате освоения дисциплины |
владеть отдельными умениями, формируемыми дисциплиной |
владеть всеми умениями, формируемыми дисциплиной |
||
Владение: |
знаниями об основных методах курса |
основными методами курса |
всеми методами курса |
||
Повышенный |
Знание |
дефиниций и терминов, теоретического и фактического материала курса |
|||
Умение: |
владеть всеми умениями, формируемыми дисциплиной, формулировать практические рекомендации |
||||
Владение: |
всеми методами курса, технологией их комбинирования |
6. Наименование и содержание лекций
№ темы |
Наименование тем дисциплины, их краткое содержание |
Обьем часов |
Форма проведения |
7 семестр |
|||
Раздел 1. Теория маркетинга туризма и рекреации |
10 |
||
1 |
Тема 1. Маркетинг в туризме и рекреации: понятие, классификация, методы. Социально-экономическая сущность маркетинга. Важнейшие функции маркетинга. Классификация маркетинга. Факторы маркетинга. Факторы среды: экономические, политические, социальные, культурные. Личностные факторы, влияющие на потребителей туристских услуг: возраст и этап жизненного цикла, род деятельности, образование, экономическое положение, тип личности и самомнение, образ жизни. Маркетинг в туризме и рекреации: понятие, субъекты, объекты. Маркетинг производителей туристских услуг. Маркетинг территорий и регионов. Территория как основной объект маркетинга в туризме. Маркетинговые исследования. |
2 |
лекция-визуализация |
2 |
Тема 2. Маркетинг туристических услуг. Специфика маркетинга услуг. Отличительные характеристики услуг: нематериальный характер, изменчивость качества, неразрывность производства и потребления, неспособность к хранению, и их влияние на маркетинг. Принципы понимания потребителей туристских услуг. Сегментация туристического спроса. Мотивы поведения туристов. Мотивационный процесс и его основные стадии. Стадии процесса покупки туристских услуг. Характеристика процесса принятия решения о приобретении туристских услуг. Источники информации для принятия решений о приобретении туристских услуг. Задачи маркетинга после продажи туристских услуг потребителю. Оценка степени удовлетворенности (неудовлетворенности) клиентов. |
2 |
лекция-визуализация |
3 |
Тема 3. Теоретические основы маркетинга туристских территорий. Понятие маркетинга туристских территорий. Качественные и количественные цели маркетинга территорий. Задачи маркетинга туристских территорий. Основные элементы комплекса маркетинга территорий. Внутренняя и внешняя маркетинговая среда территории. Субъекты и цели маркетинга территории. Теоретические аспекты анализа конкурентоспособности территории. Подход к определению понятия «конкурентоспособность территории» М. Портера. Инструменты SWOT-анализа территории. Факторы конкурентоспособности территории. |
2 |
лекция-визуализация |
4 |
Тема 4. Туристский имидж территории. Имидж территории как внешний образ, привлекательный для потребителей. Функции имиджа территории. Схема формирования имиджа территории. Факторы формирования имиджа территории. Влияние имиджа территории на поведенческие стереотипы туристов. Диагностика существующего имиджа. |
2 |
лекция-визуализация |
5 |
Тема 5. Брендинг территории. Понятие бренда и брендинга территории. Процесс брендинга территории. |
2 |
лекция-визуализация |
Раздел 2. Практика маркетинга туризма и рекреации |
6 |
||
6 |
Тема 6. Примеры брендов территорий. Брендинг Нью-Йорка, Копенгагена, Амстердама, российских городов и др. |
2 |
лекция-визуализация |
7 |
Тема 7. Маркетинговые коммуникации в туризме и рекреации. Комплекс маркетинговых коммуникаций в туризме и рекреации. Личные и безличные коммуникации. Целевые аудитории коммуникаций. Основные элементы комплекса маркетинговых коммуникаций: личная продажа, стимулирование сбыта, пропаганда, реклама. Синтетические приемы и средства коммуникаций туристского предприятия: участие в выставках и ярмарках, формирование фирменного стиля и др. Реклама в туризме и рекреации. Реклама – важнейший элемент маркетинговых коммуникаций туристского предприятия. Особенности рекламы в сфере туризма. Виды туристской рекламы. Классификация рекламы. Средства распространения туристской рекламы. Основные этапы осуществления рекламной деятельности туристского предприятия. Оценка эффективности рекламы. Мероприятия «паблик рилейшнз». Средства продвижения туристских территорий. Выставочные мероприятия в комплексе маркетинговых коммуникаций туристского предприятия. Характеристика выставочных мероприятий. Классификация выставочных мероприятий. Определение целей участия туристского предприятия в выста-вочных мероприятиях. Критерии выбора конкретной вы-ставки. Оформление выставочного стенда. Работа в ходе функционирования выставки. Анализ итогов участия туристского предприятия в работе выставки. Интернет как средство продвижения туристских территорий. Внешний вид и содержание туристического Интернет-сайта. Туристические серверы. Организация ознакомительных поездок и рекламных туров. Директ-маркетинг в туризме. |
2 |
лекция-визуализация |
8 |
Тема 5. Конструирование туристского имиджа территории. Этапы конструирования имиджа территории. Реконструкция существующего образа территории. Определение ключевых особенностей территории для формирования её привлекательного имиджа. Разработка мероприятий по конструированию туристского имиджа территории. Продвижение туристского имиджа территории. |
2 |
лекция-визуализация |
Итого за 7 семестр |
16 |
||
Итого |
16 |
7. Наименование лабораторных работ
Данный вид работы не предусмотрен учебным планом.
8. Наименование практических занятий
№ темы |
Наименование работы |
Обьем часов |
Форма проведения |
7 семестр |
|||
1 |
Тема 1. Методы исследования мотивационного процесса потенциальных туристов по выбору туристкой территории. |
2 |
выполнение и подготовка группового творческого задания |
2 |
Тема 2. Результаты исследования мотивационного процесса потенциальных туристов по выбору туристкой территории. |
2 |
|
3 |
Тема 5. Методы выявления образа туристской территории. |
2 |
|
4 |
Тема 6. Образ туристской территории. |
2 |
|
5 |
Тема 3. Разработка туристского бренда территории. |
2 |
выполнение и подготовка группового творческого задания |
6 |
Тема 4. Презентация туристского бренда территории. |
2 |
|
7 |
Тема 7. Конструирование имиджа туристской территории. |
2 |
выполнение и подготовка группового творческого задания |
8 |
Тема 8. Презентация мероприятий по конструированию имиджа туристской территории. |
2 |
|
Итого за 7 семестр |
16 |
||
Итого |
16 |
9. Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины
9.1. Использование материала учебно-методического комплекса дисциплины
На первом этапе необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, в которой рассмотрено содержание тем дисциплины лекционного курса, взаимосвязь тем лекций с практическими занятиями, темы и виды самостоятельной работы. По каждому виду самостоятельной работы предусмотрены определённые формы отчетности.
Технологическая карта самостоятельной работы студента
Код реализуемой компетенции |
Вид деятельности студентов |
Итоговый продукт самостоятельной работы |
Средства и технологии оценки |
Обьем часов |
ПК–23 |
Выполнение исследования мотивационного процесса потенциальных туристов по выбору туристкой территории |
Сообщение |
Защита задания |
10 |
ПК–23 |
Выявление образа туристской территории |
Сообщение |
Защита сообщения |
10 |
ПК–23 |
Разработка туристского бренда территории |
Сообщение |
Защита сообщения |
10 |
ПК–23 |
Конструирование имиджа туристской территории |
Сообщение |
Защита со-общения |
10 |
Итого за 7 семестр |
40 |
|||
Итого |
40 |
9.2. Работа с литературой
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
№п/п |
Темы для самостоятельного изучения |
Рекомендуемые источники информации (№ источника) |
|||
Основная |
Дополни–тельная |
Методическая |
Интернет–ресурсы |
||
1 |
Методы исследования мотивационного процесса потенциальных туристов по выбору туристкой территории |
7, 8, 10 |
|||
2 |
Методы выявления образа туристской территории |
7, 8, 10 |
|||
3 |
Конструирование имиджа туристской территории |
1, 3, 5 |
10 Фонд оценочных средств
10.1. Паспорт фонда оценочных средств
Код оцениваемой компетенции (или её части) |
Этап формирования компетенции (№ темы) |
Тип контроля |
Вид контроля |
Наименование оценочного средства |
Количество элементов, шт. |
ПК–23 |
Тема 1. Методы исследования мотивационного процесса потенциальных туристов по выбору туристкой территории. Тема 2. Результаты исследования мотивационного процесса потенциальных туристов по выбору туристкой территории. |
текущий |
устный |
выполнение и подготовка группового творческого задания |
1 |
ПК–23 |
Тема 3. Методы выявления образа туристской территории. Тема 4. Образ туристской территории. |
текущий |
устный |
выполнение и подготовка группового творческого задания |
1 |
ПК–23 |
Тема 5. Разработка туристского бренда территории. Тема 6. Презентация туристского бренда территории. |
текущий |
устный |
выполнение и подготовка группового творческого задания |
1 |
ПК–23 |
Тема 7. Конструирование имиджа туристской территории. Тема 8. Презентация мероприятий по конструированию имиджа туристской территории. |
текущий |
устный |
выполнение и подготовка группового творческого задания |
1 |
10.2 Критерии оценивания компетенций
Оценка «отлично» выставляется студенту, если он показывает полные знания материала курса, умение подбора разнообразных источников информации и рационально их использует; правильно раскрывает содержание теоретического материала, соблюдает научную и методическую логику при выполнении практических заданий, обосновывает выводы, свободно владеет эмпирическими данными по предмету, показывает владение дополнительной литературы.
Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он показывает знания, умения и навыки, соответствующие оценке «отлично», но имеет неточности в изложении теоретического материала или в практических выводах, эмпирические знания представлены не в полном объеме, недостаточно демонстрирует использование разнообразных источников.
Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он показывает знания основ разделов и тем курса, но не умеет четко излагать теоретические знания, затрудняется в выводах и формулировках, нарушает логику изложения материала, делает ошибки в представлении эмпирических данных.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он не показывает знаний теоретических основ курса, не умеет отбирать и использовать основные источники географической информации; не соблюдает логики в описании и характеристике объектов, явлений и процессов; неправильно формулирует выводы и делает грубые ошибки в эмпирических знаниях по предмету.
10.3 Описание шкалы оценивания
В рамках рейтинговой системы успеваемость студентов по каждой дисциплине оценивается в ходе текущего контроля и промежуточной аттестации.
Текущий контроль
Рейтинговая оценка знаний студента
№ п/п |
Вид деятельности студентов |
Сроки выполнения |
Количество баллов |
1. |
Проведение мини-исследования мотивационного процесса потенциальных туристов |
07.10 |
15 |
2. |
Выявление образа территории |
8–я неделя |
20 |
3. |
Разработка туристского бренда территории |
10–я неделя |
20 |
Итого за 7 семестр |
55 |
||
Итого |
55 |
Максимально возможный балл за весь текущий контроль устанавливается равным 55. Текущее контрольное мероприятие считается сданным, если студент получил за него не менее 60% от установленного для этого контроля максимального балла. Рейтинговый балл, выставляемый студенту за текущее контрольное мероприятие, сданное студентом в установленные графиком контрольных мероприятий сроки, определяется следующим образом:
Уровень выполнения контрольного задания |
Рейтинговый балл (в % от максимального балла за контрольное задание) |
Отличный |
100 |
Хороший |
80 |
Удовлетворительный |
60 |
Неудовлетворительный |
0 |
Промежуточная аттестация
Учебным планом предусмотрен зачет в 7 семестре, при рейтинговой системе он выставляется автоматически по результатам текущей аттестации без проведения промежуточной аттестации.
10.4 Типовые контрольные задания для проведения промежуточной аттестации
Учебным планом предусмотрен зачет в 7 семестре, при рейтинговой системе он выставляется автоматически по результатам текущей аттестации без проведения промежуточной аттестации.
10.5. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
Процедура выставления зачета осуществляется в соответствии с «Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам высшего образования в СКФУ».
Текущая аттестация студентов проводится преподавателями, ведущими практические занятия по дисциплине, в следующих формах:
– сообщение;
– подготовка и защита группового задания.
Критерии оценивания сообщений и заданий приведены в Фонде оценочных средств по дисциплине «Маркетинг туристских территорий».
11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
11.1. Рекомендуемая литература
11.1.1. Основная литература:
1. Арженовский, И. В. Маркетинг регионов: учебное пособие для студентов вузов [Электронный ресурс] / И. В. Арженовский. – М., 2012. – 135 с. – URL: http://biblioclub. ru/index. php? page=book_view&book_id=114711.
2. Рассохина, Т. В. Менеджмент туристских дестинаций: учебник [Электронный ресурс] / Т. В. Рассохина. – М., 2014. – 248 с. – URL: http://biblioclub. ru/index. php? page=book_view&book_id=258171#.
11.1.2. Дополнительная литература:
1. Арженовский, И. В. Маркетинг регионов [Текст] / И. В. Арженовский. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 136 с.
2. Ветитнев, А. М. Маркетинг санаторно-курортных услуг [Текст]: учеб. пособие / А. М. Ветитнев. – М.: Академия, 2008. – 366 с.
3. Визгалов, Д. В. Маркетинг города / Д. В. Визгалов. – М., 2008. – 110 с. [Электронный ресурс] // URL: http://www. urbaneconomics. ru/download. php? dl_id=3470
4. Визгалов, Д. В. Брендинг города / Д. В. Визгалов. – М., 2011. – 160 с. [Электронный ресурс] // URL: http://www. urbaneconomics. ru/download. php? dl_id=3467
5. Гладкевич, Г. И. Создание географических образов территории [Текст] / Г. И. Гладкевич // География. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 2006. – № 12.
6. Голубкова, Е. Н. Маркетинговые коммуникации [Текст] / Е. Н. Голубкова. – М.: Финпресс, 2000. – 256 с.
7. Джанджугазова, Е. А. Маркетинг туристских территорий [Текст]: учеб. пособие / Е. А. Джанджугазова. – М.: Академия, 2008. – 224 с.
8. Дурович, А. П. Маркетинговые исследования в туризме [Текст] / А. П. Дурович. – М. – СПб. – Н. Новгород и др., 2008. – 384 с.
9. Замятин, Д. Н. Географические образы: что это такое? [Текст] / Д. Н. Замятин // Вестник МГУ, сер. географическая. – 2002. – № 4.
10. Культура и пространство: историко-культурные бренды и образы территорий, регионов и мест / под ред. В. К. Мальковой, акад. В. А. Тишкова. – Ростов н/Д, 2012. – 312 с. [Электронный ресурс] // URL: http://static. iea. ras. ru/books/Kultura_i_prostranstvo. pdf.
11. Чихичин, В. В. Рекреационно-географический образ региона: понятие и методы исследования (на примере Ставропольского края) [Текст] / В. В. Чихичин // Проблемы региональной экологии. – 2008. – №5. – С. 157 – 163.
11.1.3. Методическая литература:
11.1.4. Интернет–ресурсы:
1. Сайт фонда «Общественное мнение» [Электронный ресурс] // URL: www. fom. ru
2. Сайт журнала «География» [Электронный ресурс] // URL: geo.1september. ru
3. Сайт гильдии маркетологов [Электронный ресурс] // URL: www. marketologi. ru
4. Энциклопедия маркетинга [Электронный ресурс] // URL: www. marketing. spb. ru
5. Сайт Института экономики города [Электронный ресурс] // URL: www. urbaneconomics. ru
11.1.5. Программное обеспечение
Специальное программное обеспечение не требуется.
11.2. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Аудиторный фонд, мультимедийное оборудование (в том числе проектор, экран для проектора, ноутбук, колонки, интерактивные доски), фонды и ресурсы Научной библиотеки СКФУ.