Учебные материалы по экономике | Лекции по геополитике | Ekonomistu5
Вузы по экономике Готовые работы по экономике Как писать работы по экономике Примеры решения задач Решить задачу online

Лекции по геополитике


Содержание

1.  Программа учебной дисциплины.…………………………………………

3

1.1.  Вводная часть ……………………………………………………..…..

3

1.1.1.  Цели и задачи освоения учебной дисциплины ………………..

3

1.1.2.  Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата..

3

1.1.3.  Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины …………………………….……………..

3

1.2.  Структура и содержание учебной дисциплины….…………………..

4

1.3.  Рабочая учебная программа …………………………………………..

5

1.3.1.  Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля ……………………….………………………..

5

1.3.2.  Практические занятия…………………………………..……….

6

1.3.3.  Самостоятельная работа студентов …………………………….

15

1.4.  Список литературы ……………………………………………..……..

16

1.5.  Электронная коллекция……………………………………………….

17

2.  Итоговый тест для проверки знаний по дисциплине……………………

18

3.  Требования (критериальные показатели) к уровням освоения программы ………………………………………………………………….

27

4.  Фонды оценочных средств.………………..……………………………..

28

1. Программа учебной дисциплины

1.1. Вводная часть

1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины

Целью дисциплины «Геополитика» является приобщение студентов к изучению и анализу основных положений геополитической науки, геополитических трансформаций в современном мире, исследованию особенностей развития международных отношений, процессов интеграции и глобализации, мониторингу основных направлений (теоретический аспект) и получение навыков аналитического восприятия проблемного поля международных политических отношений, а также осмысления современного исторического выбора России, понимания России как особой цивилизации и ее места во всемирной истории (практический аспект).

1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная учебная дисциплина является дисциплиной по выбору в рамках гуманитарного, социального и экономического цикла для профиля «Прикладная математика и информатика» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО – 010400.62 – Прикладная математика и информатика квалификация (степень) «бакалавр» (Б1.ДВ.3).

Содержание дисциплины опирается на знания: полученные в рамках школьных курсов «Обществознание» и «История», и дисциплин изученных в 1, 2 и 3 семестрах «Информационная культура», «История», «Философия».

1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате

освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: –  основные понятия и категории геополитики в их взаимосвязи с реальными культурно-историческими процессами развития общества;

– значение и функции геополитики как науки в современном мире, соотносить интересы отдельных государств и геополитических блоков в связи с современными глобальными проблемами;

– наиболее известные геополитические концепции, способствующие расширению мировосприятия, определению альтернативности мировой истории;

– как объяснять современную геополитическую ситуацию с точки зрения проблем, связанных с геополитическим измерением внешней и внутренней политики любого государства.

Уметь: – применять геополитические знания при принятии управленческих решений;

– анализировать внешнюю политику национальных государств как акторов мировой политики в контексте системного подхода к мировой политике;

– реализовывать способности к самостоятельному критическому осмыслению окружающей действительности в процессе проявления геополитических явлений и процессов.

Владеть: – основными методами геополитики и применять их в познавательной деятельности и в рамках социального взаимодействия;

– навыками использования геополитических приемов изучения и интерпретации политических явлений и процессов в международной сфере, а также в сфере геополитического прогнозирования;

– навыками стратегического менеджмента, умениями анализировать и прогнозировать перспективы и эволюцию геополитических движений и их возможные геополитические последствия.

1.2. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы,

общий объем часов 72, в том числе:

—  практические занятия 36 часов;

—  самостоятельная работа 36 часов.

Форма контроля – зачет.

Семестр 6.

Содержание дисциплины:

Геополитика как наука и учебная дисциплина. Геополитические эпохи и законы геополитики. Основные геополитические концепции и зарубежные школы геополитики. Отечественная геополитическая школа. Россия в современном геополитическом пространстве. Геополитические интересы и приоритеты мировых держав. Геополитические процессы в ключевых регионах и геостратегических точках. Развитие геополитики в условиях глобализации.

1.3. Рабочая учебная программа

1.3.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля

Таблица 1 – Разделы дисциплины, виды, объем занятий и формы контроля

Номер темы

Наименование

тем дисциплины

Cеместр

Объем в часах

по видам учебной работы

Формы контроля успеваемости

Всего

ПЗ

СРС

1.

Геополитика как наука и учебная дисциплина. Функции и методы геополитики. Законы геополитики. Геополитические эпохи.

VI

12

6

6

Составление характеристики геополитической эпохи.

2.

Основные геополитические концепции и зарубежные геополитические школы.

VI

12

6

6

Составление кратких конспектов.

3.

Русская геополитическая школа и современные геополитические дискуссии.

VI

8

4

4

Устный опрос. Подготовка к практическому занятию.

4.

Россия в современном геополитическом пространстве: от распада СССР до современности.

VI

16

8

8

Подготовка к практическим занятиям.

5.

Геополитические интересы и приоритеты мировых держав.

VI

12

6

6

Подготовка групповой презентации.

6.

Геополитика в условиях глобализации.

VI

12

6

6

Подготовка к практическим занятиям. Дискуссия. Презентация.

Итого

72

36

36

Зачет по контрольным вопросам. Бально-рейтинговая система.

1.3.2. Практические занятия

Таблица 3 – Состав и объем практического занятия

№ п/п

Номер темы

Наименование и краткое содержание занятия

Цель и характер занятия

Коли-чество часов

Литература (ссылка на номер в списке литературы)

1

1

Геополитика как учебная дисциплина.

1. Понятие геополитики как науки.

2. Источники геополитики.

3. Законы геополитики: закон фундаментального дуализма; закон усиления фактора пространства в человеческой истории; закон синтеза Суши и Моря – «береговой зоны».

.

Цель: получить представления о содержании современной геополитике как науке, ее законах и истоках.

Характер занятия: устные доклады по вопросам практического занятия, работа с терминами.

2

Основная: 1,3,4,5 Дополнительная: 1,2,5

2

1

Принципы существования мира в различные геополитические эпохи.

1.  Вестфальская система международных отношений (1648–1793 гг.).

2.Венская система международных отношений (1815–1914 гг.).

3. Версальская система международных отношений (1918–1939 гг.).

4. Потсдамская система международных отношений (1945–1992 гг.).

5. Беловежская геополитическая эпоха (1992 – по настоящее время).

Цель: получить представления о содержании и принципах существования основных геополитических эпох, включая современную.

Характер занятия: устные доклады по вопросам практического занятия, работа с терминами, подготовка презентаций, знакомство с фильмом «Большая игра».

2

Основная: 1,3,4,5 Дополнительная: 1,2,5

3

1

Современная геополитическая ситуация.

1. Геополитические последствия развала СССР.

2. Новые геополитические статусы в мировой геополитике.

3. Современная геополитическая карта мира: государства и международные организации как участники геополитических отношений.

4. Факторы современной мировой геополитики.

Цель: выявить особенности мирового геополитического устройства, обозначить основных участником геополитических отношений на современном этапе, дать характеристику основным факторам геополитики истоках.

Характер занятия: устные доклады по вопросам практического занятия, презентации.

2

Основная: 1,3,4,5 Дополнительная: 1,2,5

4

2

История зарубежной геополитической мысли.

1.  «Органическая школа» Ф. Ратцеля.

2.  Учение Р. Челлена.

3.  «Географическая ось истории» Х. Дж.  Маккиндера.

4.  Теория «морского могущества» А. Т. Мэхена.

5.  Концепция «поссибилизма» В. де ла  Бланша.

6.  Концепция Rimland’a  Н. Спикмена.

7.  Теория «континентального блока» К. Хаусхофера.

Цель: получить представления о содержании основных концепций и категорий геополитики.

Характер занятия: устные доклады по вопросам практического занятия, работа с терминами, заполнение таблицы.

2

Основная: 1,3,4,5 Дополнительная: 1,2,5

5

2

Геополитические основания современного мироустройства.

1. Концепция атлантизма.

2. Идеи мондиализма.

3. Геополитика «Бильдербергского клуба» и «Трехсторонней комиссии».

Цель: получить представления о содержании идей современной геополитики, лежащих в основе современного мироустройства.

Характер занятия: устные доклады по вопросам практического занятия, работа с терминами, выполнение проблемных заданий.

2

Основная: 1,3,4,5 Дополнительная: 1,2,5

6

2

Геополитические основания современного мироустройства.

1.  Геополитические проекты З. Бжезинского.

2.  Концепция «конца истории» Ф. Фукуямы.

3.  «Реализация идей «новых правых» во внешней политике Ш. де Голля.

4.  Идеи противостояния геополитических суперконструкций Ж. Парвулеску.

5.  Прикладная геополитика.

6.  «Внутренняя геополитика» И. Лакоста.

7.  «Электоральная геополитика» А. Зигфрида.

Цель: получить представления о содержании идей современной геополитики, лежащих в основе современного мироустройства.

Характер занятия: устные доклады по вопросам практического занятия, работа с терминами, выполнение проблемных заданий.

2

Основная: 1,3,4,5 Дополнительная: 1,2,5

7

3

История отечественной геополитики.

1. История евразийского движения. Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий.

2. Исследования В. П.  Семенова-Тян-Шанского.

3. Идея пассионарности Л. Н. Гумилева:

— этнос как биосоциальное образование;

— механизм этногенеза;

— пассионарная энергия и этнические циклы.

Цель: получить представления о содержании идей в отечественной геополитике.

Характер занятия: устные доклады по вопросам практического занятия, работа с терминами.

2

Основная: 1,3,4,5 Дополнительная: 1,2,5

8

3

Современный этап развития отечественной геополитики.

1.  Школа неоевразийства. Идея воссоздания экономического взаимодействия бывших республик СССР Н. А. Назарбаева.

2.  Идея «сбалансированного мира» Г. А. Зюганова.

3.  Великодержавный проект В. Ф. Жириновского.

4.  Неоевразийство и будущий мир. Проекты будущего миропорядка и отводимое в них место России.

Цель: получить представления о содержании идей в отечественной геополитике на современном этапе.

Характер занятия: устные доклады по вопросам практического занятия, работа с терминами.

2

Основная: 1,3,4,5 Дополнительная: 1,2,5

9 -10

4

Концепция национальной безопасности в Российской Федерации на современном этапе.

1.  Содержание концепции национальной безопасности.

2.  Проблема территориальной безопасности и военная реформа в Российской Федерации.

3.  Возможные союзники и противники РФ.

4.  Проблема экономической безопасности.

5.  Проблема ядерной безопасности.

6.  Проблема информационной безопасности.

7.  Проблема продовольственной безопасности.

Цель: выявить, в чем заключается содержание концепции национальной безопасности, получить представление об основных опасностях и способах их нейтрализации.

Характер занятия: сообщения по вопросам практического занятия, выявление путей решения выявленных проблем.

4

Основная: 1,3,4,5 Дополнительная: 2,3,4, СМИ

10 -11

4

Геополитические проблемы и пути их решения в РФ.

1.  1. Проблема Северного Кавказа: от истории к современным условиям.

2.  2. Проблема «северных территорий»: кому принадлежат Курильские острова?

3.  3. Проблема разделения территориального влияния в Каспийском регионе.

4.  4. Проблема российского анклава (Калининградская область).

5.  5. Проблема защиты границ на Среднеазиатском и Китайском направлениях.

6.  6. Защита интересов РФ в Арктике и Анарктике.

7.  7. Внутренние геополитические проблемы: территориальная, демографическая, климатическая и др.

8.   

Цель: раскрыть содержание существующих геополитических проблем, определить возможные пути их решения.

Характер занятия: подготовка презентаций в малых группах по вопросам практического занятия.

4

Основная: 1,3,4,5

Дополнительная: 2,3,4,СМИ

13

5

США в системе геополитических отношений.

1.  История развития российско-американских отношений.

2.  Специфические стороны развития современных США.

3.  Внутренняя политика США: основные направления, содержание, проблемы.

4.  Сущность американской геополитики и внешнеполитические интересы США.

5.  Перспективы развития российско-американских взаимоотношений.

Цель: рассмотреть место США в мировом геополитическом процессе, научиться определять общие интересы во взаимоотношениях РФ и США.

Характер занятия: подготовка докладов по вопросам практического занятия.

2

Основная: 1,3,4,5 Дополнительная: 1,2,5

14

5

Геостратегическая политика Китая

1.  История развития российско-китайских отношений.

2.  Особенности и специфические стороны развития современной Китайской Республики.

3.  Демографическая политика Китая.

4.  Сущность китайской геополитики и внешнеполитические интересы Китая.

5.  Перспективы развития российско-китайских взаимоотношений.

Цель: рассмотреть место Китая в мировом геополитическом процессе, научиться определять общие интересы во взаимоотношениях РФ и КНР.

Характер занятия: подготовка докладов по вопросам практического занятия.

2

Основная: 1,3,4,5

Дополнительная: 2

15

5

Европейский союз в системе геополитических отношений.

1.  Внешнеполитические отношения РФ с ЕС: история и современность.

2.  Особенности внешней политики ЕС с США, РФ, странами Африки и Азии.

3.  Миграционная политика в странах ЕС.

4.  Внутренние проблемы ЕС.

5.  Перспективы развития взаимоотношений между РФ и странами Европейского союза.

Цель: рассмотреть место Китая в мировом геополитическом процессе, научиться определять общие интересы во взаимоотношениях РФ и КНР.

Характер занятия: подготовка докладов по вопросам практического занятия.

2

Основная: 1,3,4,5

Дополнительная: 2, СМИ

16

6

Отражение глобальных проблем в современной системе геополитических отношений

1.  Роль природных ресурсов в мировых геополитических отношениях (энергетические ресурсы, вода, минеральные ресурсы, продукты питания).

2.  Международный терроризм как фактор мировой геополитики.

3.  Решение проблемы Север-Юг в контексте геополитической ситуации.

4.  Опасность третьей мировой войны в геополитическом прогнозе.

Цель: сформировать представление о влиянии глобальных проблем на мировую геополитику, охарактеризовать ключевые геополитические и глобальные.

Характер занятия: провести самостоятельный анализ глобальных проблем как факторов мировой геополитики, подготовка презентаций по указанным проблемам.

2

Основная: 1,3,4,5 Дополнительная: 2, СМИ

17

6

Современная мировая геополитика

1.  Интеграция в современном мире. Глобальный, региональный и локальный уровни политической интеграции.

2.  Международные организации. ООН – глобальная универсальная международная организация.

3.  Геополитические проблемы безопасности и стабильности в мире. Понятие стабильности. Пути стабилизации мировой политики.

Цель: рассмотреть существующие тенденции мировой геополитики, выявить влияние глобальных субъектов на мировую геополитику.

Характер занятия: подготовка презентации с самостоятельным анализом вариантов развития мировой геополитики в будущем.

2

Основная: 1,3,4,5 Дополнительная: 2, СМИ

18

6

Геополитические интересы Российской Федерации в условиях глобализации.

1.  Геополитические интересы в странах ЕС.

2.  Геополитические интересы в странах Азиатско-тихоокеанского региона.

3.  Геополитические интересы в странах Африки.

4.  Геополитические интересы в странах Латинской Америки.

Цель: обозначить существующие геополитические интересы РФ в регионах мира, определить их содержание и значение.

Характер занятия: подготовка презентации с самостоятельным анализом геополитических интересов РФ.

2

Основная: 1,3,4,5 Дополнительная: 2, СМИ

Итого:

36

1.3.3. Самостоятельная работа студентов

Таблица 4 – Тема, объем и литература для СРС

Номер темы

Тема СРС

Коли-

чество часов

Литература (ссылка на номер в списке литературы)

Формы контроля успеваемости

2

Современные геополитические дискуссии.

3

Основная: 1,2,3,4,5

Дополнительная: СМИ

Проблемные вопросы.

3

Проекты будущего миропорядка в современном евразийстве.

4

Основная: 1,2,3,4,5

Дополнительная: СМИ

Составление схемы с комментариями.

3

Теория конвергенции П. Сорокина.

2

Основная: 1,2,3,4,5

Дополнительная: СМИ

Составление схемы с комментариями.

4

Геополитические проблемы Калининградской области.

3

Основная: 1,2,3,4,5

Дополнительная: СМИ

Ответ на проблемный вопрос.

4

Геополитические отношения между Российской Федерацией и Японией.

2

Основная: 1,2,3,4,5

Дополнительная: СМИ

Комментарии к проблеме.

4

Американские интересы в Средней Азии.

3

Основная: 1,2,3,4,5

Дополнительная: СМИ

Подготовка презентации.

5

Геополитика Ирана, Турции и других мусульманских государств.

4

Основная: 1,2,3,4,5

Дополнительная: СМИ

Заполнение таблицы.

5

Геополитические процессы в Западной и Восточной Европе.

4

Основная: 1,2,3,4,5

Дополнительная: СМИ

Составление схемы.

5

Геополитические процессы в странах Балтии.

3

Основная: 1,2,3,4,5

Дополнительная: СМИ

Конспект статьи.

5

Геополитические интересы стран Юго-восточной Азии.

4

Основная: 1,2,3,4,5

Дополнительная: СМИ

Конспект статьи.

6

Роль ООН в современном мире.

4

Основная: 1,2,3,4,5

Дополнительная: СМИ

Составление схемы, индивидуальные задания.

Итого:

36

1.4. Список литературы

а) Основная литература:

1.  Дугин, А. Г. Геополитика : учебное пособие для вузов / А. Г. Дугин. – Москва: Академический проспект, 2011. – 583 с.

2.  * Геополитика: учебно-методический комплекс / сост. Т. В. Малькова. – Миасс, 2010. – 71 с.

3.  **Лукьянович Н. В. Геополитика : учебник для бакалавров / Н. В. Лукинович. – Москва: Юрайт, 2011. – 304 с.

4.  **Мухаев, Р. Т. Геополитика / Р. Т. Мухаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 839 с.

5.  *Нартов, Н. А. Геополитика / Н. А. Нартов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 639 с.

б) Дополнительная литература:

1.  Бжезинский, З. Великая шахматная доска. Господство Америки и её геостратегические императивы / З. Бжезинский. – М.: Междунар. отношения, 1999.

2.  **Дугин, А. Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России / А. Г. Дугин. – М.: Арктогея, 2007.

3.  **Геополитика: хрестоматия. – СПб.: Питер, 2007.

4.  Жириновский, В. В. Геополитика и русский вопрос / В. В. Жириновский. – М., 1998.

5.  Зюганов, Г. А. География победы: основы российской геополитики / Г. А. Зюганов. – М., 1997.

6.  Мэхэн, А. Т. Влияние морской силы на историю 1660–1783 гг. / А. Т. Мэхэн. – М.: СПб., 2002.

7.  *Журнал «Эксперт» (ежегодная подписка).

8.  *Журнал «Международная экономика и международные отношения» (ежегодная подписка).

1.5. Электронная коллекция

1.  http://www. geopolitics. ru – подборки публикаций в СМИ и книг с анализом мировых и региональных событий с точки зрения геополитики. Описание географических факторов, влияющих на политику. Геополитические концепции и проекты.

2.  http://www. gumer. info/bibliotek_Buks/Polit – открытая библиотека с источниками по проблемам геополитики.

3.  http://globalconflict. ru/geopolitics – в разделе «Геополитика» затрагиваются глобальные процессы современного мира, отношения между странами, народами и целыми регионами.

4.  http://evrazia. org – информационно-аналитический портал по проблемам геополитики.

5.  http://www. dergachev. ru/geop – портал профессора Дергачева В. А.

6.  http://www.4pt. su/lt/node открытая библиотека с источниками по проблемам геополитики

2.  Итоговый тест для проверки знаний по дисциплине

1.  Найдите соответствие между авторами геополитических концепций и их названиями:

1. концепция «географической оси истории» а) Р. Челлен;

2. концепция «большого пространства» б) Х. Дж. Маккиндер;

3. теория географического предназначения Германии в) К. Хаусхофер;

2.  Основателем геополитики считается:

а) Пифагор; б) Платон; в) Аристотель; г) Ф. Ратцель.

3.  Теллурократия означает:

а) могущество посредством моря; б) могущество посредством суши;

в) влияние ландшафта на религию и идеологию.

4.  Основное качество талассократических государств:

а) непрерывность; б) прерывность.

5.  Формированию обширных империй способствуют следующие природные зоны (ландшафты):

а) лес; б) тундра; в) степи; г) горы; д) холмы.

6.  Автором теории «динамичного понимания пространства» является:

а) А. Смит; б) Ф. Ратцель; в) Р. Челлен; г) Ф. Ноутстайн.

7.  Приведенное суждение, согласно теории Ф. Ратцеля, о том, что государства, контролирующие несколько типов природных ландшафтов, считаются сильными,

а) верно; б) неверно.

8.  Геополитическая стратегия, направленная на захват наиболее важных территорий, непосредственно прилегающих к территории противника, с целью его блокады, называется:

а) стратегией изоляции; б) стратегией анаконды ;

в) стратегией дискриминации; г) стратегией доминирования.

9.  Идеологическая концепция, предполагающая как конечный результат слияние всех государств и народов в единое глобальное политическое и экономическое образование, получила название:

а) атлантизм; б) мондиализм; в) евразийство; г) континентализм.

10.  Найдите соответствие между названиями геополитических эпох и их временными рамками:

1. Венская а) 1919–1946 гг.;

2. Вестфальская б) 1648–1815 гг.;

3. Потсдамская в) 1945–1991 гг.;

4. Версальская г) 1815–1918 гг.

11.  К источникам геополитики не относится

а) цивилизационный подход; б) теория географического детерминизма;

в) евразийство; г) военно-стратегический подход.

12.  Р. Челлен к числу к числу факторов, оказывающих важное влияние на геополитическое развитие государств, не относил:

а) большую территорию; б) территориальную монолитность;

в) свободу перемещения; г) сырьевые ресурсы.

13.  Теория поссибилизма в качестве основной идеи опирается на тезис:

а) главное в развитии государства – его географическое положение;

б) главное в развитии государства – насколько эффективно используются особенности географического положения;

в) главное в развитии государства – совокупность его географического положения и политического устройства;

г) главное в развитии государства – использование природных возможностей в механизме распространения цивилизации.

14.  Такие критерии геополитической мощи государства, как: природа границ, объем населения, национальный дух, этническая однородность, финансовая мощь, наличие полезных ископаемых и др. – выделял:

а) Н. Спикмен; б) Ф. Ратцель; в) Р. Челлен; г) Ф. Ноутстайн.

15.  Идея о том, что славянская цивилизация должна противостоять агрессии Романо-германской цивилизации, а поэтому необходимо объединение всех славянских народов под главенством России, получила название:

а) коллективизм; б) панславизм; в) соборность; г) всеединство.

16.  Автором концепции культурно-исторических типов в русской геополитике был:

а) А. И. Кавелин; б) Д. И. Менделеев;

в) В. П. Семенов-Тян-Шанский; г) Н. Я. Данилевский.

17.  Рекомендовал перенести экономический и политический центр России в Екатеринбург:

а) А. И. Кавелин; б) Д. И. Менделеев;

в) В. П. Семенов-Тян-Шанский; г) Н. Я. Данилевский.

18.  Для более равномерного развития территории России В. П. Семеновым-Тян-Шанским было предложено создать анклавы ускоренного развития в следующих регионах:

а) Урал; б) Туркестан; в) Алтай; г) Прибайкалье;

д) Дальний Восток; е) Калининград.

19.  П. Н. Савицкий ввел в геополитику понятие «идеократия» – особый род политической власти, опирающийся на духовное начало. Становление идеократии в России он связывал с правлением:

а) Петра I; б) И. Калиты; в) Ивана IV Грозного; г) Рюрика.

20.  Геополитическую концепцию пассионарного развития этносов сформулировал и обосновал: 

а) Л. Н. Гумилев; б) Д. И. Менделеев;

в) В. П. Семенов-Тян-Шанский; г) Н. Я. Данилевский.

21.  Универсальный критерий, отличающий один этнос от другого в теории пассионарного развития, – это:

а) язык; б) территория;

в) стереотипы поведения; г) обычаи и традиции.

22.  Субпассионариями Л. Н. Гумилев называл:

а) людей, у которых чрезмерно развит инстинкт самосохранения;

б) людей, у которых не развит инстинкт самосохранения;

в) людей, стоящих у истоков этноса;

г) людей, деятельность которых приводит к исчезновению этноса.

23.  Л. Н. Гумилев считал, что создание общечеловеческого суперэтноса:

а) возможно; б) невозможно.

24.  К числу форм контактов этносов Л. Н. Гумилев не относил:

а) ксению, б) химеру, в) симбиоз, г) сублимацию.

25.  Идея создания современного евразийского экономического пространства была озвучена:

а) Д. А. Медведевым; б) Н. Назарбаевым;

в) А. Меркель; г) А. Лукашенко.

26.  В современной геополитике особое место занимают исследования европейских ученых, получившие название:

а) теоретическая геополитика; б) мондиализм;

в) прикладная геополитика; г) атлантизм.

27.  Теория, характеризующая такую форму геополитических отношений, когда все участки географического пространства должны быть кем-нибудь заняты либо кем-нибудь контролироваться и любое их высвобождение либо изменение степени контроля приводит к некоторому движению определенных сил в направлении занятия этих свободных участков, в послевоенной германской геополитике получила название:

а) теория домино; б) мондиализм;

в) теория расползания; г) теория вакуума.

28.  Термин С. Коэна, обозначающий разорванные береговые зоны с неопределённой, вариабильной ориентацией, не имеющие чёткой ориентации на тот или иной центр силы и в зависимости от конкретной геополитической ситуации меняющие свою геополитическую принадлежность, – это:

а) дисконтинуальный пояс; б) римленд;

в) внутренний полумесяц; г) хартленд.

29.  Термин «геополитический кодекс», введенный в 1982 г. Д. Гэддисом, означает:

а) правила внешнеполитического взаимодействия;

б) оперативный свод законов, лежащий в основе внешней политики страны;

в) нормы морали и нравственности, используемые в политике;

г) атрибуты геополитической мощи государства.

30.  Геополитический кодекс США в середине ХХ в. предполагал:

а) сотрудничество с СССР и контроль за космическим пространством; б) сотрудничество в блоке НАТО и активное привлечение в него новых союзников;

в) противоборство с СССР в военной и экономической сфере;

г) изоляцию СССР и поддержку свободных народов во всем мире.

31.  Главная проблема внутренней геополитики современной России:

а) утрата внешнеполитического статуса;

б) недостаток сырьевых ресурсов;

в) неравномерность развития территории;

г) ослабление научно-технического потенциала.

32.  Доктрина современной системы безопасности России вступила в действие в:

а) 1991 г.; б) 2003 г.; в) 1985 г.; г) 2005 г.

33.  К числу основных статей расходов современной российской армии не относится:

а) обеспечение личного состава; б) модернизация вооружения; в) капитальное строительство; г) создание видов вооружений в противовес США.

34.  Наибольшие перспективы развития интеграционных процессов из числа стран СНГ существуют между:

а) Россией и Белорусией; б) Россией и Украиной;

в) Россией и Казахстаном; г) Россией и Прибалтийскими республиками.

35.  Парадокс геополитических отношений между Украиной и Россией связан с тем, что Украина экономически ориентирована на Россию, а политически на:

а) США; б) Белоруссию;

в) Прибалтийские республики; г) Центральную Европу.

36.  Такой фактор геополитической интеграции, как использование пусковой площадки для космических исследований и полетов, существует в отношениях между:

а) Россией и Белорусией; б) Россией и Украиной;

в) Россией и Казахстаном; г) Россией и Прибалтийскими республиками.

37.  Естественным союзником России в Закавказье является такое государство, как:

а) Грузия; б) Азербайджан; в) Армения; г) Узбекистан.

38.  Рост исламского фундаментализма и связанный с ним ренессанс исламских обычаев и традиций привел к возникновению такого религиозно-идеологического течения, связанного с террористической деятельностью, которое получило название:

а) ваххабизм; б) шиизм; в) суннизм; г) джааматы.

39.  Спорный вопрос о разделе акватории Каспийского моря предполагает следующие варианты его решения (выберите все реально предлагающиеся варианты):

а) раздел акватории в равных долях;

б) раздел по демаркационным линиям, сложившимся еще при СССР; в) совместное использование акватории без деления на части;

г) раздел по рельефу дна.

40.  В ближайшем будущем важным геополитическим фактором в Среднеазиатском регионе будет являться:

а) нефть и газ; б) вода; в) золото; г) продукты питания.

41.  Интеграция на постсоветском пространстве возможна при следующем условии:

а) Россия станет для стран СНГ локомотивом развития;

б) соответствующие решения будут приняты в рамках деятельности ООН;

в) дотаций странам СНГ от России и ЕС;

г) избрания нового президента в Российской Федерации.

42.  Началом создания ЕС можно считать:

а) 1950 г. и создание Европейского объединения угля и стали;

б) 1945 г. и окончание Второй мировой войны;

в) 1987 г. и подписание Единого европейского акта;

г) 1970 г. и образование системы Европейского политического сотрудничества.

43.  Современная Европа не является цельным образованием. В ней традиционно выделяются такие регионы:

а) Западная, Центральная и Восточная Европа;

б) Западная, Центральная и Балканская Европа;

в) Западная и Северо-Восточная Европа;

г) Западная, Центральная и Южная Европа.

44.  К странам Центральной Европы традиционно относят:

а) Югославию, Болгарию, Албанию;

б) Германию, Австрию, Францию;

в) Чехию, Польшу, Венгрию;

г) Литву, Латвию, Эстонию.

45.  Этот союз включает в себя на сегодняшний день 40 государств, его население составляет 450 млн. человек и здесь производится 25% мирового ВВП. Он называется:

а) СНГ; б) ШОС; в) ЕС; г) ОВД.

46.  Страны ЕС существенно отличаются друг от друга по многим показателям. В том числе, например, по размерам ВВП на душу населения. Значение 68% от среднего по ЕС по этому показателю принадлежит:

а) Греции и Словении; б) Чехии и Италии;

в) Португалии и Польше; г) Греции и Литве.

47.  Проблема «северных территорий» в современных геополитических отношениях существует между:

а) Россией и Финляндией; б) Россией и Китаем;

в) Россией и Канадой; г) Россией и Японией.

48.  Договор о ПРО, подписанный между СССР и США в 1972 г., предполагал:

а) ограничение размещения систем противоракетной обороны только в районах расположения столиц и пультовых установок управления баллистическими ракетами;

б) ограничение размещения систем противоракетной обороны только в приграничных районах;

в) ограничение размещения систем противоракетной обороны только в районах расположения пультовых установок управления баллистическими ракетами;

г) ограничение размещения систем противоракетной обороны только в районах расположения столиц.

49.  К числу расхождений в вопросах геополитики между Россией и США не относится вопрос о:

а) расширении НАТО на восток;

б) военных действиях США против Ирака;

в) сотрудничестве по ядерному вопросу России и Ирана;

г) распаде блока ОВД.

50.  Главный вопрос геополитического сотрудничества России и США – это:

а) международный терроризм;

б) глобальное потепление;

в) раздел поверхности Луны для добычи полезных ископаемых; г) строительство туннеля под Беринговым проливом.

51.  Главное геоэкономическое требование США к Китаю – это:

а) ограничение экспорта товаров народного потребления;

б) соблюдение авторских прав;

в) укрепление курса юаня по отношению к доллару;

г) ограничение роста безработицы в Китае.

52.  К числу геостратегических вопросов в отношениях Китая и России не относится:

а) поставка ресурсов (энергоносителей, сырья и др.);

б) изменение конфигурации границ;

в) совместные военные учения;

г) создание альтернативной многополярной картины мира.

53.  Главной чертой экономического развития Китая является:

а) создание китайских свободных экономических зон;

б) увеличение золотовалютных резервов;

в) жесткая демографическая политика;

г) ориентация экономики на экспорт товаров.

54.  В книге «Великая шахматная доска» З. Бжезинский высказал мысль о разделении России:

а) на Западную и Восточную Россию;

б) на множество независимых государств;

в) на части, которые будут поделены между соседними державами; г) на три самостоятельные республики.

55.  Первым русским человеком, «открывшим» Индию, был:

а) купец Афанасий Никитин; б) дипломат А. Л. Ордин-Нащекин; в) император Павел I; г) фельдмаршал Д. А. Милютин.

56.  К числу наиболее распространенных языков в мире относятся:

а) китайский, арабский, русский;

б) китайский, английский, испанский;

в) китайский, хинди, арабский;

г) китайский, хинди, бенгали.

57.  К числу основных тенденций развития Азиатско-Тихоокеанского региона относится, во-первых, формирование пространства альтернативного индустриальному сообществу и, во-вторых:

а) бурный экономический рост;

б) нарастание признаков социальной и культурной инверсии;

в) увеличение влияния при решении проблем мирового масштаба; г) освоение околоземного пространства.

58.  Первой страной, внесшей в 1954 г. предложение о запрете всех ядерных испытаний, была:

а) Греция; б) СССР; в) Индия; г) Япония.

59.  Военный конфликт, возникший во второй половине ХХ в. в Азиатско-тихоокеанском регионе, существует между Индией и:

а) Пакистаном; б) Китаем; в) Бангладешем; г) Японией.

60.  Основным партнером России по поставке вооружений и передаче военных технологий является:

а) Китай; б) Германия; в) Индия; г) Япония.

61.  Какое государство из перечисленных предоставляет свою территорию для размещения и обучения международной террористической организации «Талибан»?

а) Иран; б) Пакистан; в) Ирак; г) Турция.

62.  Под термином «Юг» в современной геополитике понимаются:

а) территории, находящиеся в Южном полушарии;

б) страны третьего мира;

в) страны, располагающиеся вдоль экватора;

г) территории Южного полюса.

63.  Наиболее конфликтной геополитической сферой планеты является (за 10 лет 35 вооруженных конфликтов, в результате которых погибло около 10 млн. человек):

а) Ближний Восток; б) Латинская Америка;

в) Африка; г) Юго-Восточная Азия.

64.  Из 45 государств на Африканском континенте 38 являются:

а) республиками; б) ограниченными монархиями; в) демократическими режимами; г) авторитарными режимами.

65.  Средняя продолжительность жизни людей в странах Африки составляет:

а) 60 лет; б) 45 лет; в) 28 лет; г) 37 лет.

66.  Доктрина, предполагающая осуществление США функции «международной политической силы», принятая в 1823 г. и действующая до сегодняшнего дня, называется:

а) доктрина Монро; б) доктрина Анаконды;

в) доктрина Вильсона; г) Латиноамериканская доктрина.

67.  Латиноамериканским государством, на территории которого сохранились русскоязычные православные общины, является:

а) Бразилия; б) Аргентина; в) Чили; г) Венесуэла.

68.  К основным международным организациям, действующим в Латинской Америке, не относится:

а) ОАГ; б) НАФТА; в) МЕРКОСУР; г) ОПЕК.

69.  Соотнесите между собой название и содержание следующих геополитических категорий:

а) внешний полумесяц; б) внутренний полумесяц;

в) хартленд; г) внутренняя ось.

1) береговые территории, расположенные между внешним полумесяцем и хартлендом;

2) совокупность территорий, исторически противостоящих хартленду;

3) качество геополитической связи центра с периферией внутри единого стратегического пространства;

4) внутриконтинентальные территории Евразии, вокруг которых происходит пространственная динамика исторического развития.

70.  К числу геополитических проблем современной России не относится:

а) проблема Калининградской области;

б) проблема вхождения в АТР;

в) проблема разделения территории на три геополитические зоны; г) проблема стремления к получению суверенитета Кавказскими республиками.

3. Требования (критериальные показатели)

к уровням освоения программы

Итоговая аттестация проводится в форме зачета в конце изучения дисциплины. Студентам на выбор предлагается выполнение итогового теста или устного ответа на вопросы к зачету. Получение аттестационной оценки возможно в результате применения бально-рейтинговой системы.

Результаты изучения дисциплины с учетом бально-рейтинговой оценки

п/п

Наименование работы и критерии её оценки

№ темы

№ практического занятия

Min необходимый балл

Max возможный балл

1.   

Посещение практических занятий (18 пар) посещено 6 и менее занятий – 0 б.

8 занятий – 5 б.

11 занятий – 10 б.

15 занятий – 15 б.

18 занятий – 20 б.

1–6

1 – 18

5

20

2.   

Выступление устное на любом практическом занятии (max балл за выступление – 10 б. Критерии оценки: устное самостоятельное

выступление-пересказ с указанием источников)

1–6

1 – 18

10

50

3.   

Выступление с информационным сообщением

1-6

1-8

5

10

4.   

Итоговый тест

1-6

8

5

10

5.   

Итоговый

словарный диктант

1-6

9

5

10

приведены в следующей таблице.

Итого: 30 баллов 100 баллов

Итоговая оценка работы студента с использованием бально-рейтинговой системы формируется следующим образом:

Бально-рейтинговая оценка

Итоговая оценка

0–30 б.

31–100 б.

Студент к зачету не допущен. Необходимо выполнить весь объем самостоятельной работы и представить его результаты преподавателю, повторно написать словарный диктант и выполнить тест.

Студент к экзамену допущен. Может быть выставлена оценка «зачтено».

4. Фонды оценочных средств

Контрольные вопросы для проведения итоговой

аттестации (зачета):

1.  Введение в геополитику. Геополитика как наука и учебная дисциплина.

2.  Основные геополитические концепции и зарубежные школы геополитики.

3.  Российская геополитическая школа.

4.  Современные геополитические дискуссии.

5.  Россия в современном геополитическом пространстве.

6.  Геополитические интересы и приоритеты мировых держав. Геополитические процессы в Западной и Восточной Европе и странах Балтии.

7.  Место США в системе геополитических отношений.

8.  Геополитическая ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

9.  Геополитика Ирана, Турции и других мусульманских государств.

10.  Традиции и геополитика стран Африки и Латинской Америки.

11.  Развитие геополитики в условиях глобализации.

Наташа

Автор

Наташа — контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нефрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Распродажа дипломных

 Скидка 30% по промокоду Diplom2020