Геополитика россии на постсоветском пространстве
Вопрос №49.
Геополитика России на постсоветском пространстве
К концу 80-х гг. наблюдается ослабление общесоюзной власти, а в 1989 г Армения, Молдавия и Эстония провозгласили государственный суверенитет в составе Союза, а Латвия и Литва заявили о выходе из СССР. 12 июня 1990 г. свой государственный суверенитет провозглашает Россия. 8.12.91 г. президенты России, Белоруссии и Украины в Беловежской пуще подписали соглашение о создании СНГ. 21 декабря в Алма-Ате к этому соглашению присоединяются остальные бывшие союзные республики, кроме трёх Прибалтийских и Грузии. Грузия вошла в СНГ в декабре 93-го и вновь вышла из него в августе 2009 г. Также был принят Устав СНГ. Уставом определены сферы совместной деятельности:
- обеспечение прав и свобод человека; координация внешнеторговой деятельности; развитие общего экономического пространства; развитие общеевропейского и евразийского рынков; проведение единой таможенной политики; развитие транспортных связей; вопросы социальной и миграционной политики.
Для обеспечения этих целей существует порядка 60 институтов в СНГ, в том числе постоянно действующие. Высшим органом СНГ является Совет глав государств (СГГ). Собирается на заседания как минимум два раза год и принимает решения по общей стратегии деятельности в рамках СНГ. В СНГ поочерёдно председательствуют все страны на протяжении 1 г. Постоянно действующим органом исполнительной власти является исполнительный комитет СНГ, который существует с 99 г., его штаб квартиры находятся в Москве и Минске. Секретарём данного комитета с 2007 г. является Лебедев.
В первые годы функционирования СНГ принятые решения на уровне всех участников продемонстрировали свою неэффективность, поэтому главной формой взаимодействия на постсоветском пространстве, в первую очередь, является двусторонние отношения стран друг с другом. Наивысшей формой проявления двусторонних контактов считается союз России и Белоруссии. В апреле 96 г. Россия и Белоруссия подписали договор об образовании сообщества. Он предполагал образование общего политического и экономического пространства с перспективой трансформации в межгосударственное объединение с признаками конфедерации. В апреле 97 г. подписан договор о союзе России и Белоруссии, который не предполагает изменений в государственном устройстве стран, но в качестве перспективы рассматривает добровольное объединение в случае волеизъявления народов. Помимо экономической выгоды создание союза имеет чёткую политическую подоплёку в виде властных амбиций Лукашенко. Ещё одной формой взаимодействия на постсоветском пространстве стало создание альтернативных объединений государств по различным вопросам. С января 95 по февраль 99 г. формируется Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана, Киргизстана и Таджикистана. Подписаны договоры об углублении интеграции в экономической, гуманитарной сферах, которые являются попыткой активизации создания экономического пространства. Летом 2010 г. Таможенный союз начал своё существование.
Ещё одной интеграционной формой в рамках постсоветского пространства является Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В мае 92 г. был подписан договор о коллективной безопасности в Ташкенте. Данный договор подписали такие государства, как Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Цель создания – обеспечение безопасности и военно-политической интеграции на постсоветском пространстве и взаимопомощь в случае возникновения агрессии извне. В 2002 г. была образована Организация договора о коллективной безопасности. Около 50% финансирования в данной структуре приходится на Россию.