Финансовый сектор экономики
Тема 10. ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
Введение
Эффективность развития любого государства в значительной мере зависит от развития его финансового сектора. В данной теме рассматривается содержание и функции финансов, структура финансовой системы, исследуются источники формирования и направления использования государственного бюджета, выясняется сущность налогообложения как основного источника формирования госбюджета.
План лекции
1. Понятие финансов и их функции. Финансовая система и ее структура. Государственные и частные финансы.
2. Госбюджет и его функции. Расходы и доходы государственного бюджета.
3. Налогообложение: сущность, принципы. Виды налогов и их функции.
1. Понятие финансов и их функции. Финансовая система и ее структура.
Государственные и частные финансы.
Финансы возникли с появлением государства. Само понятие финансов связано с движением денежных средств. Не все отношения по поводу движения денег можно назвать финансовыми. Так, покупка товаров в магазине сопровождается движением денег, но эти отношения не являются финансовыми.
Финансы – это совокупность экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования денежных средств. Финансовые отношения возникают между:
· государством и предприятиями различных форм собственности;
· непосредственно между предприятиями;
· внутри предприятий в процессе распределения доходов;
· между государством и общественными организациями;
· между государством и населением;
· между государствами.
Объектом финансовых отношений является: национальный доход; амортизационные отчисления; налоги и налоговые платежи; часть средств общественных организаций и др.
Финансы выполняют распределительную, контрольную, стимулирующую и воспроизводственную функции.
Распределительная функция финансов означает, что с их помощью осуществляется распределение финансовых ресурсов между сферами производства, бюджетами различных уровней власти, предприятиями, различными социальными группами.
Контрольная функция предполагает, что с помощью финансов осуществляется контроль над распределением и использованием материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
Стимулирующая функция способствует усовершенствованию производства, полной занятости, развитию научно-технического процесса и внедрению инноваций.
Воспроизводственная функция состоит в том, что финансам принадлежит важная роль в процессе производства товаров и услуг, подготовки кадров, реализации программ социального развития и др.
Совокупность финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организаций, способствующих образованию, распределению и использованию денежных фондов, образуют финансовую систему страны. В финансовую систему (с точки зрения управления финансами) входят государственные (централизованные) и децентрализованные финансы.
Государственные (централизованные) – это совокупность денежных фондов, находящихся в руках государства. Они предназначены для финансового обеспечения присущих государству функций: экономических и политических. Например, охрана правопорядка в стране, оборона, развитие науки, реализация социальных программ и т. д. Централизованные финансы включают в себя бюджеты различных уровней власти (госбюджет, местные бюджеты), внебюджетные фонды, государственный кредит.
Важное место в государственных финансах занимают внебюджетные фонды: пенсионный фонд, фонд социальной защиты, фонд занятости, фонд обязательного имущественного страхования и др. Средства внебюджетных фондов формируются за счет специальных целевых отчислений и используются на финансирование специальных целевых программ. Например, средства фонда занятости используются на финансирование пособий по безработице.
Особым звеном в системе государственных финансов является кредит. Его необходимость обусловлена недостатком денежных средств для покрытия государственных расходов. Основной формой государственного кредита являются государственные займы путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг населению, предприятиям, банкам. Кредит, таким образом, способствует формированию дополнительных финансовых ресурсов государства и помогает ему в решении общегосударственных задач.
Децентрализованные финансы представляют собой систему денежных фондов, обеспечивающих процесс воспроизводства в рамках отдельных предприятий и организаций. Отсюда вытекает структура децентрализованных финансов: финансы предприятий; финансы учреждений и организаций.
Согласно отраслевой структуре в состав финансов предприятий входят денежные фонды промышленных, сельскохозяйственных, торговых, строительных и других предприятий.
Финансы учреждений и организаций представлены финансами учреждений культуры, образования, науки, здравоохранения и др.
В зависимости от форм собственности различают: государственные, частные и финансы населения.
Финансы населения представляют собой денежные фонды жителей страны. Они формируются из доходов, полученных в результате их трудовой, хозяйственной и иной деятельности.
2. Госбюджет и его функции. Расходы и доходы государственного бюджета.
Главным звеном финансовой системы любой страны является государственный бюджет. Государственный бюджет – это фонд финансовых ресурсов, существующий в виде баланса денежных доходов и расходов государства. Обычно госбюджет составляется на 1 год. Проект госбюджета обсуждается и принимается парламентом страны, утверждается главой государства и публикуется в форме бюджетного закона.
Госбюджет выполняет следующие функции:
– распределительная проявляется в формировании, распределении и перераспределении денежных средств государства с целью удовлетворения общественных потребностей (через все звенья финансовой системы перераспределяется до 60 % национального дохода, а через госбюджет – до 40 %);
– регулирующая состоит в использовании средств госбюджета для регулирования процесса производства, снижения уровня безработицы и стабилизации экономики в целом;
– контрольная заключается в том, что в движении бюджетных ресурсов проявляется финансовое состояние экономики, что позволяет его контролировать;
– стимулирующая показывает, что за счет средств госбюджета финансируются научно-исследовательские программы;
– социальная проявляется в том, что бюджетные средства используются в решении социальных проблем (пенсии нетрудоспособным, инвалидам, помощь безработным, живущим ниже черты бедности и т. д.).
Совокупность бюджетов, основанных на экономических отношениях и юридических нормах, образуют бюджетную систему. Построение бюджетной системы соответствует государственному устройству страны. В странах с унитарным устройством он включает центральный бюджет и местные бюджеты (Беларусь).
В странах с федеральным устройством, бюджет имеет промежуточное звено: бюджеты штатов (США), земель (Германия), республик (Россия).
Сумма бюджетов различного уровня образует консолидированный бюджет.
Бюджет состоит из доходной и расходной частей. Расходы бюджета связаны с функциями государства и обусловливаются приоритетами социально-экономической политики. Средства госбюджета используются на решение социально-экономических задач, на государственное управление и охрану правопорядка, на обслуживание государственного долга и т. д.
Формирование доходной части госбюджета происходит главным образом через налоговую систему. В доходах централизованного бюджета они составляют от 80 до 90 %. В местных бюджетах развитых стран на долю налогов приходится до 50 % всех поступлений. Источниками формирования доходов бюджета могут быть также займы и поступления от продажи государственной собственности.
Решая проблемы социально-экономического развития страны, государство несет определенные денежные расходы. Может возникнуть ситуация, когда расходы государственного бюджета превышают его доходы. В таком случае государство сталкивается с бюджетным дефицитом. Следовательно, дефицит бюджета – это сумма, на которую за данный период расходы правительства превышают его доходы. Дефицит может быть вызван следующими причинами:
– падение доходов в результате кризисного состояния экономики;
– уменьшение налоговых поступлений в бюджет государства;
– увеличение расходов правительства (например, в период стихийных бедствий, во время военных действий или в результате реализации чрезмерных социальных программ);
– непоследовательная финансово-экономическая политика;
– необходимость развития приоритетных отраслей экономики, науки, что требует больших финансовых средств;
– рост государственных закупок.
Различают структурный дефицит и циклический дефицит госбюджета.
Структурный – это дефицит, заложенный в структуру доходов-расходов бюджета при его формировании. Реально дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной этого является спад производства, что, с одной стороны, приводит к уменьшению поступлений в централизованный фонд государства (в госбюджет), а с другой стороны – к увеличению государственных расходов на стабилизацию экономики.
Разность между фактическим (реальным) дефицитом и структурным называется циклическим дефицитом бюджета. Циклический дефицит является результатом циклического падения производства, сокращения налоговых поступлений и увеличения государственных трансфертов в результате экономического спада. В случае, когда общая сумма доходов больше общей суммы расходов, возникает профицит бюджета. Если же сумма доходов и расходов равны, то это будет сбалансированный бюджет.
|
Состояние государственного бюджета можно представить следующим образом (рис. 1):
В государствах с нормально функционирующей рыночной экономикой бюджетный дефицит в пределах 4-5 % от ВВП – нормальное явление. Существует несколько вариантов финансирования бюджетного дефицита:
· эмиссия необходимого количества денег;
· увеличение налогов;
· внутренние и внешние займы (долговое финансирование).
Использование первого варианта (печатание денег) приводит к превышению денежной массы над объемом производимых в стране товаров, что неминуемо вызывает инфляцию со всеми ее негативными последствиями.
Увеличение налогов снижает деловую активность предпринимательства, гасит стимулы к труду, что, в конечном итоге, снижает налоговые поступления.
В странах с рыночной экономикой, в основном, выбирают третий вариант финансирования дефицита бюджета – займы. В таком случае государство выпускает ценные бумаги (облигации, акции), продает их населению, фирмам своей страны и за счет их продажи финансирует дефицит бюджета. Это будет внутреннее долговое финансирование. При внешнем долговом финансировании государственные ценные бумаги продаются правительствам, организациям и населению других стран.
Иногда источником финансирования дефицита бюджета могут быть средства от приватизации государственной собственности. Такой источник используется чаще всего в условиях перехода к рыночной экономике.
3. Налогообложение: сущность, принципы. Виды налогов и их функции.
Одной из важных задач любого государства является создание эффективной системы налогообложения. Основным элементом налогообложения являются налоги. Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц с целью удовлетворения общественных потребностей. В экономике налоги выполняют различные функции. Основными являются:
· фискальная состоит в непрерывном обеспечении государства финансовыми ресурсами;
· распределительная, означающая перераспределение доходов (национального дохода, доходов юридических и физических лиц) между государственным и местными бюджетами, социальными группами населения, сферами экономики, что обеспечивает экономическую и социальную стабильность в стране. Поэтому распределительную функцию часто называют социальной;
· стимулирующая проявляется в том, что государство посредством предоставления налоговых льгот создает условия для роста деловой активности, т. е. стимулирует социально-экономическую деятельность предпринимателей и граждан;
· регулирующая заключается в том, что через налоги можно целенаправленно воздействовать на развитие производства.
Каждый налог содержит свои элементы. В практике налогообложения рассматриваются следующие элементы налогов:
· субъект налога (плательщик) – юридическое или физическое лицо, которое по закону должно платить налог;
· носитель налога – фактический (конечный) плательщик налога, который уплачивает его из своих доходов;
· объект налога (объект обложения) – доход, товар, имущество или действие, подлежащее в соответствии с законом обложению налогом;
· источник налога – доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент и др.), из которого уплачивается налог;
· единица обложения – единица измерения объекта налога (единица земельной площади, денежная единица и др.);
· налоговая ставка – величина налога, взимаемого с единицы измерения объекта. Она рассчитывается как отношение суммы налога к величине дохода, выраженное в процентах.
· налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая с одного объекта;
· налоговые льготы – это частичное или полное освобождение субъекта налогообложения от налога;
· налоговая база – часть объекта обложения после учета всех льгот и изъятий. Эта часть служит предметом непосредственного применения налоговой ставки.
· налоговое бремя – указывает на долю изъятий в доходах отдельных категорий плательщиков.
В современных условиях в странах с рыночной экономикой налогообложение опирается на следующие основные принципы: всеобщность, т. е. охват налогами всех субъектов хозяйствования; обязательность (все субъекты обязаны уплачивать налоги); однократность (с объекта налог должен взиматься один раз); гибкость (налоговая ставка должна стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики); равнонапряженность (взимание налогов должно осуществляться по единой налоговой ставке со всех субъектов хозяйствования).
В ходе эволюции налогообложения возникает налоговая система – законодательно закрепленная совокупность налогов, способов их взимания и принципов налогообложения. Налоговая система любой страны включает различные виды налогов. Они классифицируются в зависимости от принятых критериев. Наибольшее распространение получило деление по способу изъятия. С этой точки зрения выделяют:
· прямые налоги – это налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Примером таких налогов являются подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на недвижимость;
· косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, которые устанавливаются в виде надбавки к цене. Их платит потребитель товара, но перечисляются они в налоговые органы предприятиями. К основным косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и др.
Существуют и другие классификации налогов. Так, на основе соотношения ставки налога и дохода выделяют прогрессивные налоги (средняя ставка повышается по мере роста дохода); регрессивные налоги (средняя ставка понижается по мере роста дохода); пропорциональные налоги (средняя ставка остается неизменной).
В зависимости от назначения и целевой направленности налоги делятся на общие и целевые. Общие налоги – это налоги, которые вводятся для формирования бюджета в целом. Таким являются НДС, налог на недвижимость и др. Целевые (специальные) налоги имеют строго определенное назначение. Они зачисляются в государственные бюджетные и внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд занятости, дорожный фонд и др.)
В зависимости от органа, который взимает налог, налоги делятся на государственные и местные. Государственные налоги зачисляются в центральный бюджет (акцизы, НДС, налог на прибыль и др.). Местные налоги полностью зачисляются в местные бюджеты.
Основные выводы
1. В основе финансов лежат денежные отношения. Но не все денежные отношения являются финансовыми отношениями. Объектом финансовых отношений является: НД, амортизационные средства, налоговые отчисления и др.
2. Роль финансов в экономике проявляется через осуществляемые ими функции.
3. Главное звено в финансовой системе – госбюджет. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоговые поступления.
4. Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц.
5. Налоговая система страны включает различные виды налогов. Их классификация определяется в зависимости от принятых критериев: по критерию «способ изъятия» налоги делятся на прямые и косвенные; в зависимости от соотношения ставки налога и дохода – на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные; по целевой направленности – на общие и целевые; в зависимости от органа, взимающего налог – на государственные и местные налоги.