Учебные материалы по экономике | Финансовый сектор экономики | Ekonomistu5
Вузы по экономике Готовые работы по экономике Как писать работы по экономике Примеры решения задач Решить задачу online

Финансовый сектор экономики


Тема 10. ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

Введение

Эффективность развития любого государства в значительной мере зависит от развития его финансового сектора. В данной теме рассматривается содержание и функции финансов, структура финансовой системы, исследуются источники формирования и направления использования государственного бюджета, выясняется сущность налогообложения как основного источника формирования госбюджета.

План лекции

1. Понятие финансов и их функции. Финансовая система и ее структура. Государственные и частные финансы.

2. Госбюджет и его функции. Расходы и доходы государственного бюджета.

3. Налогообложение: сущность, принципы. Виды налогов и их функции.

1. Понятие финансов и их функции. Финансовая система и ее структура.

Государственные и частные финансы.

Финансы возникли с появлением государства. Само понятие финансов связано с движением денежных средств. Не все отношения по поводу движения денег можно назвать финансовыми. Так, покупка товаров в магазине сопровождается движением денег, но эти отношения не являются финансовыми.

Финансы – это совокупность экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования денежных средств. Финансовые отношения возникают между:

·  государством и предприятиями различных форм собственности;

·  непосредственно между предприятиями;

·  внутри предприятий в процессе распределения доходов;

·  между государством и общественными организациями;

·  между государством и населением;

·  между государствами.

Объектом финансовых отношений является: национальный доход; амортизационные отчисления; налоги и налоговые платежи; часть средств общественных организаций и др.

Финансы выполняют распределительную, контрольную, стимулирующую и воспроизводственную функции.

Распределительная функция финансов означает, что с их помощью осуществляется распределение финансовых ресурсов между сферами производства, бюджетами различных уровней власти, предприятиями, различными социальными группами.

Контрольная функция предполагает, что с помощью финансов осуществляется контроль над распределением и использованием материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Стимулирующая функция способствует усовершенствованию производства, полной занятости, развитию научно-технического процесса и внедрению инноваций.

Воспроизводственная функция состоит в том, что финансам принадлежит важная роль в процессе производства товаров и услуг, подготовки кадров, реализации программ социального развития и др.

Совокупность финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организаций, способствующих образованию, распределению и использованию денежных фондов, образуют финансовую систему страны. В финансовую систему (с точки зрения управления финансами) входят государственные (централизованные) и децентрализованные финансы.

Государственные (централизованные) – это совокупность денежных фондов, находящихся в руках государства. Они предназначены для финансового обеспечения присущих государству функций: экономических и политических. Например, охрана правопорядка в стране, оборона, развитие науки, реализация социальных программ и т. д. Централизованные финансы включают в себя бюджеты различных уровней власти (госбюджет, местные бюджеты), внебюджетные фонды, государственный кредит.

Важное место в государственных финансах занимают внебюджетные фонды: пенсионный фонд, фонд социальной защиты, фонд занятости, фонд обязательного имущественного страхования и др. Средства внебюджетных фондов формируются за счет специальных целевых отчислений и используются на финансирование специальных целевых программ. Например, средства фонда занятости используются на финансирование пособий по безработице.

Особым звеном в системе государственных финансов является кредит. Его необходимость обусловлена недостатком денежных средств для покрытия государственных расходов. Основной формой государственного кредита являются государственные займы путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг населению, предприятиям, банкам. Кредит, таким образом, способствует формированию дополнительных финансовых ресурсов государства и помогает ему в решении общегосударственных задач.

Децентрализованные финансы представляют собой систему денежных фондов, обеспечивающих процесс воспроизводства в рамках отдельных предприятий и организаций. Отсюда вытекает структура децентрализованных финансов: финансы предприятий; финансы учреждений и организаций.

Согласно отраслевой структуре в состав финансов предприятий входят денежные фонды промышленных, сельскохозяйственных, торговых, строительных и других предприятий.

Финансы учреждений и организаций представлены финансами учреждений культуры, образования, науки, здравоохранения и др.

В зависимости от форм собственности различают: государственные, частные и финансы населения.

Финансы населения представляют собой денежные фонды жителей страны. Они формируются из доходов, полученных в результате их трудовой, хозяйственной и иной деятельности.

2. Госбюджет и его функции. Расходы и доходы государственного бюджета.

Главным звеном финансовой системы любой страны является государственный бюджет. Государственный бюджет – это фонд финансовых ресурсов, существующий в виде баланса денежных доходов и расходов государства. Обычно госбюджет составляется на 1 год. Проект госбюджета обсуждается и принимается парламентом страны, утверждается главой государства и публикуется в форме бюджетного закона.

Госбюджет выполняет следующие функции:

– распределительная проявляется в формировании, распределении и перераспределении денежных средств государства с целью удовлетворения общественных потребностей (через все звенья финансовой системы перераспределяется до 60 % национального дохода, а через госбюджет – до 40 %);

– регулирующая состоит в использовании средств госбюджета для регулирования процесса производства, снижения уровня безработицы и стабилизации экономики в целом;

– контрольная заключается в том, что в движении бюджетных ресурсов проявляется финансовое состояние экономики, что позволяет его контролировать;

– стимулирующая показывает, что за счет средств госбюджета финансируются научно-исследовательские программы;

– социальная проявляется в том, что бюджетные средства используются в решении социальных проблем (пенсии нетрудоспособным, инвалидам, помощь безработным, живущим ниже черты бедности и т. д.).

Совокупность бюджетов, основанных на экономических отношениях и юридических нормах, образуют бюджетную систему. Построение бюджетной системы соответствует государственному устройству страны. В странах с унитарным устройством он включает центральный бюджет и местные бюджеты (Беларусь).

В странах с федеральным устройством, бюджет имеет промежуточное звено: бюджеты штатов (США), земель (Германия), республик (Россия).

Сумма бюджетов различного уровня образует консолидированный бюджет.

Бюджет состоит из доходной и расходной частей. Расходы бюджета связаны с функциями государства и обусловливаются приоритетами социально-экономической политики. Средства госбюджета используются на решение социально-экономических задач, на государственное управление и охрану правопорядка, на обслуживание государственного долга и т. д.

Формирование доходной части госбюджета происходит главным образом через налоговую систему. В доходах централизованного бюджета они составляют от 80 до 90 %. В местных бюджетах развитых стран на долю налогов приходится до 50 % всех поступлений. Источниками формирования доходов бюджета могут быть также займы и поступления от продажи государственной собственности.

Решая проблемы социально-экономического развития страны, государство несет определенные денежные расходы. Может возникнуть ситуация, когда расходы государственного бюджета превышают его доходы. В таком случае государство сталкивается с бюджетным дефицитом. Следовательно, дефицит бюджета – это сумма, на которую за данный период расходы правительства превышают его доходы. Дефицит может быть вызван следующими причинами:

– падение доходов в результате кризисного состояния экономики;

– уменьшение налоговых поступлений в бюджет государства;

– увеличение расходов правительства (например, в период стихийных бедствий, во время военных действий или в результате реализации чрезмерных социальных программ);

– непоследовательная финансово-экономическая политика;

– необходимость развития приоритетных отраслей экономики, науки, что требует больших финансовых средств;

– рост государственных закупок.

Различают структурный дефицит и циклический дефицит госбюджета.

Структурный – это дефицит, заложенный в структуру доходов-расходов бюджета при его формировании. Реально дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной этого является спад производства, что, с одной стороны, приводит к уменьшению поступлений в централизованный фонд государства (в госбюджет), а с другой стороны – к увеличению государственных расходов на стабилизацию экономики.

Разность между фактическим (реальным) дефицитом и структурным называется циклическим дефицитом бюджета. Циклический дефицит является результатом циклического падения производства, сокращения налоговых поступлений и увеличения государственных трансфертов в результате экономического спада. В случае, когда общая сумма доходов больше общей суммы расходов, возникает профицит бюджета. Если же сумма доходов и расходов равны, то это будет сбалансированный бюджет.

Государственный бюджет

 

Состояние государственного бюджета можно представить следующим образом (рис. 1):

 

В государствах с нормально функционирующей рыночной экономикой бюджетный дефицит в пределах 4-5 % от ВВП – нормальное явление. Существует несколько вариантов финансирования бюджетного дефицита:

·  эмиссия необходимого количества денег;

·  увеличение налогов;

·  внутренние и внешние займы (долговое финансирование).

Использование первого варианта (печатание денег) приводит к превышению денежной массы над объемом производимых в стране товаров, что неминуемо вызывает инфляцию со всеми ее негативными последствиями.

Увеличение налогов снижает деловую активность предпринимательства, гасит стимулы к труду, что, в конечном итоге, снижает налоговые поступления.

В странах с рыночной экономикой, в основном, выбирают третий вариант финансирования дефицита бюджета – займы. В таком случае государство выпускает ценные бумаги (облигации, акции), продает их населению, фирмам своей страны и за счет их продажи финансирует дефицит бюджета. Это будет внутреннее долговое финансирование. При внешнем долговом финансировании государственные ценные бумаги продаются правительствам, организациям и населению других стран.

Иногда источником финансирования дефицита бюджета могут быть средства от приватизации государственной собственности. Такой источник используется чаще всего в условиях перехода к рыночной экономике.

3. Налогообложение: сущность, принципы. Виды налогов и их функции.

Одной из важных задач любого государства является создание эффективной системы налогообложения. Основным элементом налогообложения являются налоги. Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц с целью удовлетворения общественных потребностей. В экономике налоги выполняют различные функции. Основными являются:

·  фискальная состоит в непрерывном обеспечении государства финансовыми ресурсами;

·  распределительная, означающая перераспределение доходов (национального дохода, доходов юридических и физических лиц) между государственным и местными бюджетами, социальными группами населения, сферами экономики, что обеспечивает экономическую и социальную стабильность в стране. Поэтому распределительную функцию часто называют социальной;

·  стимулирующая проявляется в том, что государство посредством предоставления налоговых льгот создает условия для роста деловой активности, т. е. стимулирует социально-экономическую деятельность предпринимателей и граждан;

·  регулирующая заключается в том, что через налоги можно целенаправленно воздействовать на развитие производства.

Каждый налог содержит свои элементы. В практике налогообложения рассматриваются следующие элементы налогов:

· субъект налога (плательщик) – юридическое или физическое лицо, которое по закону должно платить налог;

· носитель налога – фактический (конечный) плательщик налога, который уплачивает его из своих доходов;

· объект налога (объект обложения) – доход, товар, имущество или действие, подлежащее в соответствии с законом обложению налогом;

· источник налога – доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент и др.), из которого уплачивается налог;

· единица обложения – единица измерения объекта налога (единица земельной площади, денежная единица и др.);

· налоговая ставка – величина налога, взимаемого с единицы измерения объекта. Она рассчитывается как отношение суммы налога к величине дохода, выраженное в процентах.

· налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая с одного объекта;

· налоговые льготы – это частичное или полное освобождение субъекта налогообложения от налога;

· налоговая база – часть объекта обложения после учета всех льгот и изъятий. Эта часть служит предметом непосредственного применения налоговой ставки.

· налоговое бремя – указывает на долю изъятий в доходах отдельных категорий плательщиков.

В современных условиях в странах с рыночной экономикой налогообложение опирается на следующие основные принципы: всеобщность, т. е. охват налогами всех субъектов хозяйствования; обязательность (все субъекты обязаны уплачивать налоги); однократность (с объекта налог должен взиматься один раз); гибкость (налоговая ставка должна стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики); равнонапряженность (взимание налогов должно осуществляться по единой налоговой ставке со всех субъектов хозяйствования).

В ходе эволюции налогообложения возникает налоговая система – законодательно закрепленная совокупность налогов, способов их взимания и принципов налогообложения. Налоговая система любой страны включает различные виды налогов. Они классифицируются в зависимости от принятых критериев. Наибольшее распространение получило деление по способу изъятия. С этой точки зрения выделяют:

· прямые налоги – это налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Примером таких налогов являются подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на недвижимость;

· косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, которые устанавливаются в виде надбавки к цене. Их платит потребитель товара, но перечисляются они в налоговые органы предприятиями. К основным косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и др.

Существуют и другие классификации налогов. Так, на основе соотношения ставки налога и дохода выделяют прогрессивные налоги (средняя ставка повышается по мере роста дохода); регрессивные налоги (средняя ставка понижается по мере роста дохода); пропорциональные налоги (средняя ставка остается неизменной).

В зависимости от назначения и целевой направленности налоги делятся на общие и целевые. Общие налоги – это налоги, которые вводятся для формирования бюджета в целом. Таким являются НДС, налог на недвижимость и др. Целевые (специальные) налоги имеют строго определенное назначение. Они зачисляются в государственные бюджетные и внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд занятости, дорожный фонд и др.)

В зависимости от органа, который взимает налог, налоги делятся на государственные и местные. Государственные налоги зачисляются в центральный бюджет (акцизы, НДС, налог на прибыль и др.). Местные налоги полностью зачисляются в местные бюджеты.

Основные выводы

1. В основе финансов лежат денежные отношения. Но не все денежные отношения являются финансовыми отношениями. Объектом финансовых отношений является: НД, амортизационные средства, налоговые отчисления и др.

2. Роль финансов в экономике проявляется через осуществляемые ими функции.

3. Главное звено в финансовой системе – госбюджет. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоговые поступления.

4. Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц.

5. Налоговая система страны включает различные виды налогов. Их классификация определяется в зависимости от принятых критериев: по критерию «способ изъятия» налоги делятся на прямые и косвенные; в зависимости от соотношения ставки налога и дохода – на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные; по целевой направленности – на общие и целевые; в зависимости от органа, взимающего налог – на государственные и местные налоги.

Наташа

Автор

Наташа — контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нефрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Распродажа дипломных

 Скидка 30% по промокоду Diplom2020