Финансовое состояние предприятия
Осуществляя производственную деятельность, предприятие не всегда может обеспечить финансирование только за счет собственных источников. Это связано с особенностями движения денежных потоков, при которых моменты поступления платежей за товары и услуги на предприятие в виду задержек по различным причинам не совпадают со сроками погашения обязательств предприятием. Другой причиной дополнительной потребности финансовых источников может быть инфляция. В результате выручка от реализации обесценивается и не позволяет в связи с повышением цен обеспечить возросшую потребность денежных ресурсов для приобретения материально-сырьевых ресурсов. Кроме того, расширение деятельности предприятия также требует привлечение дополнительных финансовых средств. Все это обусловливает необходимость пользоваться заемными источниками финансирования
Заемные средства – это денежные средства, полученные в виде кредита на определенный срок. Практика показывает, что их использование является более эффективным, чем собственных. Это обусловлено прежде всего тем, что банки проводят проверку кредитной заявки на предмет юридической кредитоспособности, то есть юридический адрес, размер уставного фонда и другие сведения о фирме. Также уточняется финансовая кредитоспособность или возможности предприятия своевременно возвратить кредит. Кроме этого, могут быть выпущены ценные бумаги – денежные или товарные документы, дающие права и право на получение определенных денежных сумм, доходов. К первым ценным бумагам относят векселя, денежные чеки, облигации. К ценным товарным бумагам, закрепляющим вещественные права их обладателей, право собственности, относят товарные накладные, или, так называемые коносаменты. Особое место среди ценных бумаг занимают акции, которые представляют как денежные, так и имущественные права. Движение ценных бумаг осуществляется через рынок ценных бумаг.
Отмечая важность и возможность пополнения финансовых ресурсов за счет кредита, следует указать и недостатки:
· необходимость обслуживания кредита и выплаты процентов за кредиты;
· сложность оформления;
· увеличение затрат на производство продукции;
· ухудшения структуры баланса в результате привлечения заемных средств;
· снижение конкурентоспособности продукции и др.
Указанные обстоятельства могут привести к потере финансовой устойчивости, неплатежеспособности, снижению деловой активности на предприятии и имиджа на рынке.
Предприятия и общества могут увеличивать финансовые ресурсы посредством выпуска акций и облигаций. Облигации могут быть краткосрочными (на 1-3 года), среднесрочными (3-7 лет) и долгосрочными (7 и более лет). В конце срока обращения владельцам выплачивается их номинальная стоимость. В порядке компенсации разности между ценой продажи облигаций и номинальной стоимостью их образуется доход владельца (дисконт).
В качестве финансовых источников предприятия могут использовать привлеченные средства, не принадлежащие ему, которые временно участвуют в хозяйственном обороте в качестве источников формирования оборотных средств. Например, кредиторская задолженность, подлежащая возврату в установленные сроки банку, хозяйствующим субъектам.
3. Финансовое состояние предприятия, содержание и основные задачи управления финансами
Финансовое состояние предприятия – это совокупность показателей, отражающих способность предприятия погасить свои долговые обязательства. В рыночных условиях в любой период времени предприятие должно быть платежеспособным, иметь возможность погасить внешние обязательства, в краткосрочном периоде быть ликвидным.
Понятие ликвидности в деловой терминологии означает:
· способность превращения активов фирмы, ценностей в наличные деньги, то есть мобильность активов. Активы – это совокупность имущества и денежных средств, принадлежащих предприятию, фирме, включающие основные средства, материальные запасы, банковские вклады, вложения в ценные бумаги, патенты, авторские права, в которые вложены средства владельца.
· способность заемщика обеспечить своевременное выполнение долговых обязательств, быть платежеспособным;
· способность рынка поглощать ценные бумаги. Мерой их стоимости и условием продаж является уровень цен, без существенного их изменения;
· в широком смысле слова ликвидность – это эффективность, стабильность, действенность, возможности и т. д.
Нормативная оценка несостоятельности, неплатежеспособности предприятия осуществляется при помощи двух показателей: коэффициента текущей ликвидности, который определяется отношением фактической стоимости находящихся у предприятия оборотных средств к наиболее срочным, обязательствам. Ими являются краткосрочные займы и кредиторская задолженность. И коэффициента обеспеченности собственными средствами, рассчитанного, как отношение разности между источниками собственных средств и вне оборотных активов, к фактической стоимости их, находящихся у предприятия. Нормативное значение коэффициента текущей ликвидности определяется значением – 2, коэффициента обеспеченности собственными средствами – равным или более 0,1.
Основными задачами управления финансами являются управление финансовыми отношениями с субъектами рынка, возникшими в процессе формирования и использования собственных и заемных финансовых ресурсов для обеспечения производственно-хозяйственной деятельности и социальной политики. Объектами управления являются финансовые ресурсы, их размеры, источники формирования, направления использования. Схема управления финансовыми потоками представлена на рис.1.
![]() |
Рис.1. Общая схема финансового управления фирмой
На схеме представлен процесс функционирования финансового управления фирмой. Управляющая система включает элементы: организационную структуру управления, методы и инструменты, информационные технологии. Механизм их координации обеспечивается нормативно-правовыми актами. На основе их вырабатываются управленческие решения, направленные на объекты управления:
§ источники финансовых ресурсов;
§ финансовые ресурсы;
§ финансовые отношения.
Результаты управления проявляются в виде денежных потоков между производством, бюджетом, собственным капиталом, партнерами по бизнесу, рыночной инфраструктурой. Органы управления – функциональные службы, менеджеры анализируют информацию о финансовом состоянии в соответствии с целями предприятия и состоянием внешней среды, которую формирует конъюнктура рынка и нормативно-правовое обеспечение.
Таким образом, финансовое управление выполняет следующие задачи:
־ финансовый анализ и финансовое планирование;
־ обеспечение предприятия финансовыми ресурсами;
־ управление источниками финансовых ресурсов;
־ распределение финансовых ресурсов, то есть управление активами и капиталом.
Финансовый анализ предприятия включает анализ финансовых результатов, финансового состояния и деловой активности. Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются:
§ динамики показателей финансовых результатов – прибыли и себестоимости;
§ влияние отдельных факторов на сумму прибыли и уровень рентабельности;
§ выявление и оценка возможностей резервов роста прибыли и рентабельности;
§ определение порога безубыточности.
Для финансового анализа основными источниками информации являются бухгалтерская отчетность: бухгалтерский баланс и приложения к нему. Анализ финансовых результатов начинается с общей оценки динамики величины и состава прибыли до налогообложения. Далее определяется влияния различных факторов на прибыль и рентабельность:
ü увеличения объема производства;
ü снижение себестоимости;
ü повышения качества и конкурентоспособности продукции;
ü ритмичность отгрузки продукции и оптимизация запасов готовой продукции на складах;
ü своевременная оплата покупателями заказанной продукции
ü применение прогрессивных форм расчетов за продукцию (например, факторинг или овердрафт)
После того, как выявлены основные факторы образования прибыли или допущенных убытков, анализируется порядок и направления ее использования.
Стабильность финансового положения предприятия в условиях рыночной экономики обусловливается существенно его деловой активностью. Показателями деловой активности являются:
ü география рынков сбыта продукции4
ü имидж предприятия и его репутация;
ü уровень эффективности использования ресурсов;
ü динамика основных технико-экономических показателей;
ü устойчивость экономического роста.
4.Финансовое планирование и финансовое оздоровление платежеспособности предприятия
Основными стратегическими целями и задачами предприятия в рыночных условиях хозяйствования являются:
־ максимизация прибыли;
־ обеспечение инвестиционной привлекательности;
־ достаточность капитала в соответствии с его структурой;
В рамках данных целей в процессе формирования финансового плана предприятие стремится решить следующие задачи:
ü разработать ценовую политику;
ü определить учетную политику, исходя из особенностей текущего и прогнозируемого периода изменений налогового законодательства;
ü выяснить кредитную политику Национального банка;
ü согласовать намерения в области амортизационной политики;
ü определить в установленном порядке политику в части возможностей выплаты дивидендов участникам по совместной деятельности и трудовому коллективу.
Система финансового планирования на предприятии включает: