Экзамен по макроэкономике
Экзамен по макроэкономике (весенний семестр)
1. Предмет макроэкономики.
Макроэкономика – это хозяйственная деятельность людей, осуществляемая в рамках государства.
Макроэкономика – наука, которая изучает поведение экономики в целом (проблемы взаимодействия экономических и рынков и экономических агентов).
Макроэкономика – название учебной дисциплины.
Макроэкономисты изучают проблемы: экономических циклов, занятости, денежного обращения, безработицы, инфляции, платежного баланса, государственного бюджета, валютных курсов, экономического роста, государственного долга и тд.
Значение макроэкономики:
А) Выясняет закономерности экономических явления и процессов;
Б) Позволяет составлять прогнозы;
В) Служит основой для разработки, правительством всех развитых стран, основных направления экономической политики.
2. Принципы, используемые макроэкономикой при анализе экономических процессов.
А) Принцип рационального поведения экономических агентов. Агент выбирает оптимальное решение, составляя свои выгоды.
Б) Принцип «при прочих равных условиях». Все другие переменные, за исключением тех, которые рассматриваются в данный момент как const.
В) Принцип абстрагирования. Экономист отвлекается от второстепенных сторон явления и изучения сути, признаков явления.
Г) Сочетание позитивной экономической теории, отражая фактическое состояние и нормативной экономической теории показывает, как должны развиваться события.
Д) Агрегирование – объединение отдельных элементов в одно целое, которое называется агрегат.
Агрегирование, основанное на выявлении типичных черт поведения, позволяет выявить и изучить 4 макроэкономических агента: домохозяйство, фирмы, государство, иностранный сектор.
3. Макроэкономические агенты и их характеристика.
Домохозяйство – совокупный, рационально действующий агент, цель которого состоит в максимизации полезности. Домохозяйство является собственником экономических ресурсов. Продавая которые хозяева получают прибыль, половина которой тратится на покупку товаров и услуг, а другая сберегается.
Фирмы – совокупный, рационально действующий агент, цель которого состоит в максимизации прибыли. Фирмы основной производитель товаров и услуг, основной покупатель экономических ресурсов, инвестиций, товаров. Для осуществления своей деятельности фирмы обычно используют заемные средства => фирмы основной заемщик государства.
Домохозяйство + фирмы = частный сектор экономики.
Государство – самостоятельный, рационально действующий агент, представленный совокупностью государственных учреждений и организаций, обладающих юридическими и политическими правами регулировать экономику. Основная задача – устранить слабые стороны рынка и максимизировать общественное благосостояние.
Регулируя экономику, государство проводит макроэкономическую политику:
— структурную политику (обеспечивает экономический рост);
— стабилизационную политику (сглаживание циклических колебаний, обеспечение полной занятости ресурсов, стабильного уровня цен, внешнеэкономического равновесия).
Частный сектор + государство = закрытая экономика.
4. Макроэкономические рынки.
1) Рынок товаров и услуг;
2) Рынок экономических ресурсов;
3) Финансовый рынок (продает финансовые активы);
А) Денежный рынок (деньги);
Б) Рынок ценных бумаг (акции, облигации);
Продают ценные бумаги – фирмы, государство, иностранный сектор.
Покупают ценные бумаги – домохозяйство, фирмы, государство.
4) Валютный рынок ( иностранную валюту).
5. Кругооборот товаров, услуг, доходов и расходов.
6. Макроэкономические модели и их переменные.
Главный метод — научное моделирование.
Суть метода состоит в построении и исследовании макроэкономических моделей (упрощенное изображение того или иного экономического явления).
Макроэкономические модели:
— ВВП;
— Национальный доход;
— Макроэкономическое равновесие.
I. Классификация показателей макроэкономики:
А) Экзогенные – показатели, находящиеся вне модели и оказывают влияние на экономическую модель (величины з/п, трансферты, проценты по банковским кредитам, процентные ставки)
Б) Эндогенные – показатели, существующие внутри модели (совокупный выпуск продукции, совокупный доход, дефицит или профецит государственного бюджета).
II. Классификация показателей макроэкономики:
А) Абсолютный – показатель, который измеряется в:
— Денежном выражении;
— Количестве чего либо.
Б) Относительный – показатель, который измеряется в:
— Процентах (уровень безработицы);
— Безразмерная величина.
III. Классификация показателей макроэкономики:
А) Показатель потока – характеризует некоторую величины ЗА определенный период времени (совокупный выпуск);
Б) Показатель запаса – отражает ситуацию НА определенный момент времени (количество безработных).
7. Макроэкономические цели.
А) Обеспечение стабильного экономического роста.
Реальный ВВП
t
Б) Обеспечение стабильного уровня цен.
P
![]() |
![]() |
t
Причины роста цен:
— Инфляция;
— Удорожание ресурсов (природные и трудовые ресурсы).
В) Обеспечение полной занятости населения, т. е. поддержание в стране естественное безработицы.
Г) Поддержание равновесия во внешней торговли, т. е. равенство между экспортом и импортом.
Положительное сальдо торгового баланса – больше продают;
Отрицательное сальдо – больше покупают.
8. СНС и ее показатели.
СНС (система национальных счетов) – совокупность статистических макроэкономических показателей, позволяющих оценить состояние экономики современного государства.
Основные макроэкономические показатели
Показатели, входящие в СНС:
— чистый внутренний продукт
— национальный доход
— личный доход (совокупный доход, полученный собственником)
Личный доход = национальный доход – взносы на соц. страхование – налоги на прибыль корпораций – нераспределенная прибыль корпораций + трансферты + проценты по государственным облигациям.
Располагаемый личный доход – это доход оставляемый в распоряжении домохозяйств после уплаты налогов и других платежей.
Располагаемый личный доход = личный доход – индивидуальный налоги – другие платежи.
В России СНС с 1993г, до этого ВНП измерялся для состояния экономики.
— Валовой внутренний продукт (ВВП) – совокупная рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в экономике страны в течение года.
Отличие ВВП от ВНП ≈ 1%.
ВНП – это чистый факторный доход из заграницы. Разница между доходами, полученными гражданами данной страны от работы за рубежом и доходами иностранцев на территории нашего государства.
Виды ВНП:
— Номинальный (ВНП, измеренный в текущих ценах)
— Реальный (ВНП, измеренный в ценах базисного года, т. е. другого)
ВНП предполагает расчет конечных товаров и услуг, скорректированных на изменение цен.
Формула реального ВНП = .
Индекс цен – показатель, который характеризует, во сколько раз за некоторый период изменились цены. (Дефлятор ВВП – один из нескольких индексов цен).
Формула дефлятора ВВП: Индекс Пааше = (показывает во сколько раз изменилась цена на товар).
Потенциальный ВВП мог бы быть при:
А) стабильном уровне цен;
Б) полной занятости населения.
9. ВВП и методы его расчета.
Валовой внутренний продукт (ВВП) – совокупная рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в экономике страны в течение года.
Расчет ВВП по методу расходов.
Суть: чтобы изучить сколько стоит товар, надо сложить расходы всех макроэкономических агентов.
ВВП = C + I + G + Xn.
G – государственные закупки на товары и услуги.
Государственный закупки на товары и услуги ≠ государственным расходам т. к. государственный расходы включают в себя трансферты и выплаты процентов по облигациям.
Xn (чистый экспорт) – это разница между доходами от экспорта и расходами по импорту.
Расчет ВВП по методу доходов.
Суть: суммирование доходов собственников экономических ресурсов, используемых в производстве конечных товаров и услуг (т. е. ВВП).
Доходы, полученные от использования внутри страны ее национальных факторов производства:
А) з/п рабочих и служащих частных фирм
Б) арендная плата или рента, полученная владельцем недвижимости
В) процентные доходы, выплаты частных фирм домохозяйствам за пользование их денежных капиталов
Г) прибыль ИП и партнерств, прибыль корпораций.
Сумма этих 4 факторов дохода называется национальным доходом.
Национальный доход + косвенные налоги на бизнес и амортизация = величина ВНП.
ВВП = ВНП – чистый факторный доход.
Чистый факторный доход – разность между доходами резидентов, полученными заграницей и доходами не резидентов, полученными на территории данной страны.
Расчет ВВП по добавленной стоимости.
Добавленная стоимость на уровне фирмы – это чистый вклад фирм в совокупный объем производства.
Выручка от продаж — это стоимость сырья/материалов, купленных у других фирм.
Совокупная добавочная стоимость = стоимость общих объемов продаж всей продукции – совокупная стоимость промежуточной продукции.
10.Совокупный спрос: понятие, график, причины, объясняющие наклон кривой AD.
AD (совокупный спрос) – это общая сумма спроса на конечную продукцию в стране.
На спрос влияют ценовый и не ценовые факторы.
Ценовые факторы:
А) Эффект процентной ставки (Эффект Кейнса)
Суть: при увеличение цен, процентные ставки увеличиваются. (чем выше %, тем ниже спрос на кредиты).
Б) Эффект реального богатства.
Суть: при увеличении цен в государстве, покупательная способность денег уменьшается => на эти деньги можно купить меньше товаров.
В) Эффект импортных закупок.
Суть: если цены увеличиваются внутри страны, то увеличивается спрос на импортные товары => объем чистого экспорта уменьшается.
Неценовые факторы:
А) Изменение в потребительских расходах
Б) изменение инвестиционных расходов
В) изменение в государственных расходах
Г) изменение в чистом экспорте.