Экономика общественного сектора — темы эссе и тесты
26. Динамика и структура государственных расходов на социальную сферу в странах развитой рыночной экономики и их тенденции в России.
27. Повышение эффективности использования финансов общественного сектора в социальной сфере.
28. Особенности бюджетного федерализма в России.
29. Взаимосвязь социальной помощи, общественного и частного страхования: теория вопроса и особенности практической реализации в России.
30. Специфика управления государственными активами и пассивами в России.
31. Проблемы формирования и развития некоммерческих организаций в российской экономике.
32. Местное самоуправление и особенности предоставления локальных общественных благ: зарубежный и отечественный опыт.
33. Институциональные реформы в сфере развития человеческого капитала (образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства).
34. Государственная собственность в современной экономике России.
6.3. Примерная тематика эссе
1. Роль государства в экономике с точки зрения различных теорий (исторический аспект).
2. Функции общественного сектора в современной экономике.
3. Основные проблемы государственного регулирования естественных монополий.
4. Государственное регулирование внешних эффектов.
5. Принцип Парето-эффективности и функционирование общественного сектора.
6. Специфика общественного сектора в различных экономических системах.
7. Тенденции развития общественного сектора.
8. Равенство, справедливость и перераспределение.
9. Теоретические подходы к анализу общественного благосостояния. Функция общественного благосостояния.
10. Основные направления использования принципа «второго лучшего».
11. Принцип простого большинства: преимущества и недостатки.
12. Манипулирование результатами голосования.
13. Группы специальных интересов. Причины формирования и способы действия.
14. Практика лоббирования в разных странах.
15. Реабилитация бюрократии.
16. Изъяны государства и их соотношение с изъянами рынка.
17. Стимулирующие и дестимулирующие эффекты налогообложения.
18. Оценка налоговой системы одной из развитых стран в соответствии с критериями оптимизации.
19. Эквивалентные налоги.
20. Измерение воздействия налогообложения на предложение труда.
21. Искажающее действие общественных расходов.
22. Современные системы общественного страхования.
23. «Пенсионный кризис» и пути его преодоления на примере развитых стран.
24. Категориальные выплаты: преимущества и недостатки.
25. Анализ эффективности мер социальной помощи. Возможные «провалы» и «утечки», искажающие и демотивирующие эффекты.
26. Роль некоммерческих организаций в предоставлении общественных благ.
27. Основные цели контрактации и создания квазирынков.
28. Метод «затраты – эффективность» и «затраты – выгода», их применение при оценке издержек и результатов в общественном секторе.
29. Метод «затраты – полезность» и его использование в сферах образования и здравоохранения.
30. Гипотеза Тибу: теоретическая модель и проблемы практической реализации.
31. Влияние перераспределительной политики государства на экономический рост.
32. Управление внешним и внутренним государственным долгом как управление государственными пассивами.
33. Экономика бюрократии. Бюрократия как экономическое явление, ее функции в современном обществе. Модели бюрократии.
34. Учет риска и неопределенности при оценке общественного проекта.
35. Теневое ценообразование.
6.4. Примеры тестов
1. Благо, потребление которого неизбирательно только до определенного уровня потребления, называется:
1) чисто частное благо
2) чисто общественное благо
3) перегружаемое общественное благо
4) исключаемое общественное благо
2. Какие из перечисленных ниже благ являются чисто общественными:
1) поддержание чистоты в центре Москвы
2) национальная оборона
3) пенсионное обеспечение
4) кабельное телевидение
3. Парламентский суверенитет — это:
1) депутатская неприкосновенность
2) запрет самороспуска
3) возможность издавать любой закон
4) все утверждения неверны
4. К «провалам» государства относятся:
1) несовершенство политического процесса
2) ограниченность контроля над бюрократией
3) неспособность государства полностью предусмотреть и проконтролировать последствия принятых решений
4) все ответы правильные
5. К несовершенствам политического процесса в условиях демократии можно отнести:
1) лоббизм
2) логроллинг
3) поиск политической ренты
4) все ответы правильные
6. Определите тип такого блага, как знания:
1) чисто общественное благо
2) исключаемое общественное благо
3) перегружаемое общественное благо
4) чисто частное благо
7. Бюрократический аппарат необходим для:
1) более эффективного распределения экономических ресурсов
2) управления процессами, эффективность которых трудно определить рыночными методами
3) все ответы верны
4) нет верных ответов
8. Экономико-математическое моделирование политических процессов стало развиваться:
1) с конца XIX в. (работы К. Викселя)
2) с 1930-х годов (работы Дж. М. Кейнса)
3) в 1950-е годы (работы К. Эрроу)
4) в 1960-1970-е годы (работы Дж. Бьюкенена)
9. К школе теории общественного выбора можно отнести такую плеяду ученых, как:
1) Коуз, Норт, Уильямсон
2) Бьюкенен, Олсон, Нисканен
3) Фридмен, Хайек, Мельтцер
4) Веблен, Митчелл, Коммонс
10. Понятие рациональности, используемое в теории общественного выбора, заключается в том, что:
1) человек обладает полной информацией при принятии решений
2) человек принимает правильные решения
3) человек предпочитает 100 долл. одному поцелую
4) ничто из вышеперечисленного неверно
11. «Провалы» государства — это случаи, когда государство не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование частных ресурсов.
1) да
2) нет
12. Кривая спроса на общественное благо в отличие от кривой спроса на частное благо имеет положительный наклон:
1) да
2) нет
13. Чисто частное благо — это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату:
1) да
2) нет
14. Чисто общественное благо — это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами вне зависимости от того, платят люди за него или нет.
1) да
2) нет
15. Отрицательный внешний эффект имеет место в следующей ситуации:
1) увеличение ставки налога на прибыль
2) увеличение урожая у фермера, вызванное установкой его соседом дренажной системы
3) производство табачных изделий
4) покупкой фирмой сырья со скидкой
7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
«Экономика общественного сектора»
Методические указания по подготовке вопросов для самостоятельного изучения
Подготовка вопросов для самостоятельного изучения включает: изучение необходимой литературы (обязательной, дополнительной литературы, специальных периодических изданий, интернет-ресурсов), подготовку конспекта ответа и презентации, решение типовых заданий, ответы на контрольные вопросы.
При подготовке вопросов важно:
— использовать достаточно широкий диапазон массива информации, провести обзор периодической литературы и специальных изданий, составить каталог Интернет-ресурсов
— представить различные подходы, четко и полно определить рассматриваемые понятия, выявить взаимосвязи понятий и явлений, взаимозависимости и связи с другими вопросами;
— грамотно структурировать материал, ясно, четко и логично его излагать, приводить соответствующие примеры из практики, для иллюстрации положений, тезисов и выводов использовать таблицы, схемы, графики, диаграммы;
— отработать решение типовых заданий;
— подготовить презентацию.
Методические указания по подготовке выступлений, докладов, презентаций для участия в дискуссиях
Сообщение (доклад, выступление в дискуссии) является результатом самостоятельной проработки студентом выбранного вопроса, представленного в перечне тем, и предполагает публичное выступление по представлению полученных результатов.
Данная работа оценивается по отчету о выполнении задания и публичного представления ее результатов.
Отчет о выполнении данного задания оформляется в виде аналитического заключения, текста доклада (сообщения, выступления) и презентации. Аналитическое заключение составляется в объеме 7-9 страниц и содержит следующие позиции: цель и задачи анализа, краткую аннотацию исходной информации (источников, на основе которых выполнялось данное задание), основные характеристики изучаемого объекта (вопроса), выявленные в процессе исследования особенности (проблемы, противоречия), обобщения и выводы.
Текст доклада (сообщения, выступления) содержит основные тезисы выступления в структурно-логической последовательности и их комментарий; формируется в объеме, позволяющем изложить его за 10 минут (как правило, 5-6 страниц машинописного текста формата
А-4, Times New Roman, цвет – черный, размер шрифта – 14, интервал – 1,5). На основе собранных материалов, аналитического заключения и текста доклада оформляется презентация.