Задачи по экономике | Теория игр лабораторная | Ekonomistu5
Вузы по экономике Готовые работы по экономике Как писать работы по экономике Примеры решения задач Решить задачу online

Теория игр лабораторная


Задача.

Предприятие может выпускать несколько видов продукции: A1, A2, A3, …, получая при этом прибыль. Величина прибыли определяется состоянием спроса («природой» рынка), который может находиться водном изнескольких возможных состояний: B1, B2, B3, …

Зависимость величины прибыли от вида выпускаемой продукции и состояния рынка представлена в платежных матрицах.

Рассмотрите таблицу как матричную игру «предприятие (игрок А) против «природы» рынка (игрок В)». Для заданной платежной матрицы:

1) найдите нижнюю и верхнюю цены игры;

2) определите оптимальные смешанные стратегии игроков с помощью сведéния игры к задаче линейного программирования;

3) интерпретируйте полученные результаты применительно к рассматриваемой экономической задаче.

В1

В2

В3

В4

В5

А1

313

275

180

373

424

А2

515

321

335

282

520

А3

338

284

750

229

710

А4

560

300

730

694

500

А5

679

311

732

647

290

А6

750

465

594

403

576

А7

384

486

383

436

286

А8

296

737

325

635

650

А9

552

636

636

540

639

А10

561

288

792

636

299

А11

638

810

708

670

712

А12

506

445

567

504

510

Решение:

В1

В2

В3

В4

В5

min

А1

313

275

180

373

424

180

А2

515

321

335

282

520

282

А3

338

284

750

229

710

229

А4

560

300

730

694

500

300

А5

679

311

732

647

290

290

А6

750

465

594

403

576

403

А7

384

486

383

436

286

286

А8

296

737

325

635

650

296

А9

552

636

636

540

639

540

А10

561

288

792

636

299

288

А11

638

810

708

670

712

638

А12

506

445

567

504

510

445

max

750

737

792

694

712

Исходная платежная матрица.

Т. к =638, а =694, игра не имеет седловой точки, нижняя цена игры – 638, верхняя – 695.

В данной игре нет дублирующих и доминируемых стратегий.

Решаеи игру путем решения пары двойственных задач линейного программирования.

Сформулируем прямую задачу линейного программирования:

xi0, .

Коэффициенты системы уравнений образуют транспонированную матрицу исходной платежной матрицы:

313

515

338

560

679

750

384

296

552

561

638

506

275

321

284

300

311

465

486

737

636

288

810

445

180

335

750

730

732

594

383

325

636

792

708

567

373

282

229

694

647

403

436

635

540

636

670

504

424

520

710

500

290

576

286

650

639

299

712

510

На рабочем листе Excel запишем исходную и транспонированную платежную матрицу.

Исходная платежная матрица.

В1

В2

В3

В4

В5

А1

313

275

180

373

424

А2

515

321

335

282

520

А3

338

284

750

229

710

А4

560

300

730

694

500

А5

679

311

732

647

290

А6

750

465

594

403

576

А7

384

486

383

436

286

А8

296

737

325

635

650

А9

552

636

636

540

639

А10

561

288

792

636

299

А11

638

810

708

670

712

А12

506

445

567

504

510

Транспонированная платежная матрица

313

515

338

560

679

750

384

296

552

561

638

506

275

321

284

300

311

465

486

737

636

288

810

445

180

335

750

730

732

594

383

325

636

792

708

567

373

282

229

694

647

403

436

635

540

636

670

504

424

520

710

500

290

576

286

650

639

299

712

510

В ячейках A22:L26 будут храниться значения X1, X2, X3, Х4, Х5, Х6, Х7, Х8, Х9, Х10, Х11, Х12. Пока запишем в эти ячейки нулевые значения.

В ячейку О23 введем формулу =A23+B23+C23+D23+E23+F23+G23+H23+H23+I23+J23+K23+L23. То есть в этой ячейке будет храниться значение целевой функции.

Вычислим левые части неравенств системы. Для этого все элементы каждой строки транспонированной платежной матрицы нужно умножить на значения X1, X2, X3, Х4, Х5, Х6, Х7, Х8, Х9, Х10, Х11, Х12.

В Excel это можно сделать при помощи встроенной функции СУММПРОИЗВ().

В ячейке M15 вычислим левую часть первого ограничения из системы.

Аналогично вычислим левые части оставшихся ограничений в ячейках M16, M17, M18, M19.

Решением задачи линейного программирования будут такие значения X1, X2, X3, Х4, Х5, Х6, Х7, Х8, Х9, Х10, Х11, Х12, при которых целевая функция принимает минимальное значение, и выполняются все неравенства системы. Поиск оптимального решения задачи линейного программирования в Excel найдем при помощи надстройки «Поиск решения».

313

515

338

560

679

750

384

296

552

561

638

506

1

1

275

321

284

300

311

465

486

737

636

288

810

445

1,1155

1

180

335

750

730

732

594

383

325

636

792

708

567

1,0824

1

373

282

229

694

647

403

436

635

540

636

670

504

1

1

424

520

710

500

290

576

286

650

639

299

712

510

1

1

Целевая функция = 0,0015379

Из решения задачи линейного программирования находим цену игры и оптимальную стратегию Sa по формулам:

Аналогично находим оптимальную стратегию SВ игрока В:

Учитывая, что игрок В стремится минимизировать свой проигрыш, получаем задачу линейного программирования:

yj0, .

На рабочем листе Excel запишем исходную платежную матриц

В1

В2

В3

В4

В5

А1

313

275

180

373

424

А2

515

321

335

282

520

А3

338

284

750

229

710

А4

560

300

730

694

500

А5

679

311

732

647

290

А6

750

465

594

403

576

А7

384

486

383

436

286

А8

296

737

325

635

650

А9

552

636

636

540

639

А10

561

288

792

636

299

А11

638

810

708

670

712

А12

506

445

567

504

510

Y1

Y2

Y3

Y4

Y5

0

0

0

0

0

В ячейках A37:E37 будут храниться значения Y1, Y2, Y3, Y4, Y5. Пока запишем в эти ячейки нулевые значения.

В ячейке O38 введем формулу =A38+B38+C38+D38+E38. То есть в этой ячейке будет храниться значение целевой функции.

Вычислим левые части неравенств системы. Для этого все элементы каждой строки платежной матрицы нужно умножить на значения Y1, Y2, Y3, Y4, Y5.

В ячейке G17 вычислим левую часть первого ограничения из системы.

Аналогично вычислим левые части оставшихся ограничений в ячейках G18, G19, G20, G21, G22, G23, G24, G25, G26 ,G27,G28

В1

В2

В3

В4

В5

А1

313

275

180

373

424

0,5144

1

А2

515

321

335

282

520

0,6988

1

А3

338

284

750

229

710

0,506

1

А4

560

300

730

694

500

0,9102

1

А5

679

311

732

647

290

1

1

А6

750

465

594

403

576

1

1

А7

384

486

383

436

286

0,6035

1

А8

296

737

325

635

650

0,6199

1

А9

552

636

636

540

639

0,8511

1

А10

561

288

792

636

299

0,8718

1

А11

638

810

708

670

712

1

1

А12

506

445

567

504

510

0,7777

1

Решением задачи линейного программирования будут такие значения Y1, Y2, Y3, Y4, Y5, при которых целевая функция принимает максимальное значение, и выполняются все неравенства системы. Поиск оптимального решения задачи линейного программирования в Excel найдем при помощи надстройки «Поиск решения».

Y1

Y2

Y3

Y4

Y5

0,001056

0

0

0

0

Из решения задачи линейного программирования находим цену игры и оптимальную стратегию Sв по формулам:

Ответ:

Наташа

Автор

Наташа — контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нефрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Распродажа дипломных

 Скидка 30% по промокоду Diplom2020