Учебные материалы по экономике | Экологический аудит | Ekonomistu5
Вузы по экономике Готовые работы по экономике Как писать работы по экономике Примеры решения задач Решить задачу online

Экологический аудит


6. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ

В ряде стран, начиная с 90-х годов, приняты различные национальные стандарты в области создания систем экологического менеджмента. Одним из таких базовых стандартов является национальный Британский стандарт BS 7750 (British Standard for Environmental management systems), введенный в 1992 г. в Великобритании, который вскоре стал использоваться не только в Великобритании, но и в других странах Европы – в Швеции, Норвегии и др. в качестве национальных стандартов. В настоящее время стандарту следуют более 500 компаний мира.

Британский стандарт BS 7750 был взят в качестве основы для разработки Руководства (Правил) Европейского Союза по экологическому менеджменту и экологическому аудиту 1836/93 Ecomanagment and audit scheme (EMAS), принятого Советом ЕС в 1993 г. и международных стандартов серии ISO 14000.

В настоящее время стандарты серии ISO 14000 в основном переведены на русский язык и приняты в качестве государственных (ГОСТов).

В практике внедрения систем экологического менеджмента (environmental management systems) прижились несколько синонимов этого понятия: системы управления окружающей средой (СУОС), системы управлением природопользованием (СУП) и др. Однако, наиболее часто используемый термин – системы экологического менеджмента (СЭМ).

В международной практике стандартизация и сертификация проводится только в соответствии с ISO 14001:2004. Однако, при внедрении систем экологического менеджмента в качестве методических могут применяться и все остальные стандарты этой серии.

Внедрение указанных стандартов на предприятиях во всем мире следует перечисленным далее принципам:

1.  Добровольность.

2.  В основе системы лежит процесс управления охраной окружающей среды, а не конечные результаты.

3.  Система включает производственную деятельность, продукцию, услуги.

4.  Улучшение достигается посредством совершенствования менеджмента и привлечения максимально возможного количества сотрудников.

5.  Система обеспечивает главные требования:

·  соответствие законодательным и нормативным документам;

·  непрерывное улучшение;

·  предотвращение загрязнения.

6.  Работает вместе с государственным регулированием в рамках законодательства.

7.  Обеспечивает улучшение имиджа и торговые преимущества.

Следование стандартам серии 14000 предполагает обеспечение уменьшения неблагоприятного воздействия на окружающую среду на различных уровнях: на уровне организации, на уровне государства, на международном уровне.

Низкий экологический имидж предприятий все чаще становится барьером их выхода на внешний рынок, таким образом, различного рода организации оказываются заинтересованными во внедрении систем экологического менеджмента и получения статуса экологически состоятельных организаций. В последнее время развивается направление внедрения и сертификации интегрированных систем менеджмента, включающих экологические аспекты и аспекты промышленной безопасности и безопасности труда на производстве. Такие системы проходят сертификацию относительно требований стандарта ISO 14001 и спецификации OHSAS 18001/

Западноевропейский и российский опыт показывает, что внедрение СЭМ дает определенные экономические преимущества, например:

·  уменьшение затрат для обеспечения качества и снижение себестоимости продукции;

·  снижение затрат благодаря уменьшению расхода сырья и отходов производства;

·  снижение уровня травматизма, производственных заболеваний, связанных с этим затрат;

·  сокращение убытков из-за неправильной эксплуатации информационной системы и несанкционированного доступа к ноу-хау;

·  помимо этого экономические выгоды выражаются также в следующем:

уменьшаются издержки, связанные с воздействием на окружающую среду (штрафы, плата за загрязнение), которые переносятся на цену готовой продукции, вследствие чего цена становится более привлекательной и что в конечном итоге дает готовой продукции больший спрос на рынке;

·  используются дополнительные возможности предотвращения развития чрезвычайных экологических ситуаций и аварий на предприятии, которые могут привести к существенному загрязнению окружающей среды, финансовым потерям и банкротству;

·  экологически сертифицированные предприятия получают льготы при лицензировании производственной деятельности;

·  экологически сертифицированные предприятия имеют систему налоговых и таможенных льгот;

·  повышается оценочная стоимость основных фондов предприятия;

·  снижаются ставки страховых платежей и упрощаются процедуры экологического страхования для более состоятельных предприятий.

В настоящее время понятие экологического аудита трактуется в сфере природоохранной деятельности довольно широко. Несмотря на активное использование термина «экологический аудит»в законодательных актах Российской Федерации длительное время не было его официального определения и только в новом Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст.1) закреплено официальное определение:

«Экологический аудит – независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной или иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности».

Регламентация аудиторской деятельности в области экологии в настоящее время может быть осуществлена в соответствии с процедурами, описанными в российских национальных стандартах ГОСТ Р ИСО серии 14000, представляющих собой аутентичные тексты соответствующих международных стандартов.

В ГОСТ Р ИСО 14050-99 «Управление окружающей средой. «Словарь» дано определение экологическому аудиту:

Это систематический документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных с тем, чтобы определить соответствуют ли критериям аудита определенные виды экологической деятельности , события, условия, системы административного управления и информация об этих объектах, а также сообщение результатов, полученных в ходе этого процесса, клиенту.

В новом международном стандарте ISO 19011:2002, который предоставляет руководство по менеджменту программ аудита, проведению внутренних или внешних аудитов систем качества и/или окружающей среды, а также по компетентности и оценке аудиторов, дается следующее определение аудита:

Аудит – систематический, независимый и документированный процесс для получения свидетельств аудита и их объективной оценки с целью определения степени достижения критериев аудита.

Таким образом, главными свойствами аудита являются его систематичность, независимость, объективность и документирование полученной в процессе аудита информации. Систематичность процесса достигается его планированием периодического (с установленным периодом) проведения аудита. Независимость и объективность всегда обусловлена выбором независимой аудиторской компании, подбором квалифицированных аудиторов и условиями заключаемого для выполнения аудита контракта.

Аудитор проводит анализ соответствия найденных доказательств (данных) критериям аудита (требованиям), оценивает соответствие и убеждается в соответствии или в несоответствии (нарушении). Результатом такой оценки может быть обнаружено несоответствие – невыполнение предприятием определенных требований, которое должно быть документировано аудитором.

Совокупность одного или более аудитов, спланированных на определенный выделенный интервал времени и направленных на конкретную цель, называется программой аудита. Программа аудита включает все виды деятельности, необходимые для планирования, организации и проведения аудита. Для проведения каждого аудита составляется план аудита, включающий описание видов деятельности и мероприятий аудита.

Для планирования аудита устанавливается область аудита – объем и границы аудита. Область аудита обычно включает описание физического расположения, организационные единицы, виды деятельности и процессы, а также охватываемый период времени.

Различают три основных вида аудита. Аудит первой стороны проводится организацией для самопроверки, самостоятельно. Такой вид аудита называют также внутренним аудитом.

Внутренние аудиты компаний, проводимые для самооценки или проверки соответствия выбранным критериям, могут осуществляться сотрудниками компании, однако для крупных фирм или концернов полезно было бы вводить в практику внутренних аудитов проведение его не сотрудниками данного регионального подразделения компании, а «перекрестные аудиты» различных подразделений или использовать независимые организации. Лица, проводящие внутренний аудит, могут не быть сертифицированными специалистами, однако обязательным является наличие специального аудиторского образования.

Аудит второй стороны проводит заинтересованная сторона: заказчик у поставщика продукции или услуг. Целью такого аудита является проверка выполнения поставщиком требований, предъявляемым заказчиком, например, требования использования только экологически чистого сырья при производстве продукции.

Аудит третьей стороны проводит независимый орган, имеющий полномочия (аккредитацию, лицензию, где необходимо) проводить такие проверки.

Аудиты второй и третьей стороны называют также внешними аудитами.

Любая программа ЭА, независимо от ее конкретных объектов, целей и задач, включает ряд обязательных логически и организационно взаимосвязанных этапов и видов работ, исходя из ситуации на аудируемом объекте. Весь процесс экологического аудита можно разбить на семь этапов:

Планирование

Этап планирования начинается с принятия решения о проведении аудита конкретного предприятия. На этом этапе определяют самые первые действия, предваряющие сам аудит: уславливаются о времени визита аудиторов, подбирают аудиторскую группу, собирают и изучают подготовительную информацию. Процесс планирования предполагает использование предварительных вопросников, которые помогут аудиторам выявит главные экологические проблемы, наличие необходимых документов и специалистов, а также организацию предприятия, включая его производственные процессы, и предъявляемые к нему природоохранительные требования.

Цель планирования – собрать предварительную информацию, которая поможет наметить план программы аудита, способы его выполнения, порядок действий и сформировать группу аудиторов.

Ознакомление с внутренними системами и процедурами управления

На основе информации, собранной на этапе планирования, группа аудиторов, состоящая из одного или нескольких специалистов, устанавливает, как предприятие управляет деятельностью, способной помешать выполнению природоохранных требований. Для этого изучаются производственные процессы предприятия, меры внутреннего контроля со стороны руководства и инженеров, моменты организации и ответственности, природоохранительные требования, проблемы текущие и требовавшие решения в прошлом. На этом этапе группа аудиторов выявляет характер деятельности предприятия и существующую систему управления.

Оценки сильных и слабых сторон внутреннего контроля

Эта оценка базируется на выяснении вопроса о том, насколько ясно сформулированы обязанности по выполнению требований природоохранительного законодательства, адекватны ли санкции, подготовлен персонал. Выясняется также уровень документации и характер внутренних систем верификации (подтверждения того, что установленные требования были выполнены). Обычно гораздо легче выявить серьезные слабости внутреннего контроля, чем определить его адекватность. Оценка каждого из этих показателей требует объективной оценки со стороны аудитора, поскольку отсутствуют стандарты, которыми аудитор мог бы руководствоваться при этом. В таких случаях надо полагаться на общие принципы природоохранительной философии и удовлетворительности внутреннего контроля.

Сбор данных в процессе аудита

Сбор данных является основой для установления соответствия деятельности предприятия законам, подзаконным актам, политике ведомства и прочим

стандартам. Сбор данных осуществляется разными способами, включая проверку архивов, изучение представленных данных, интервьюирование персонала предприятия, инспекцию материальной части предприятия.

Применяется три вида аудита: 1) опрос с использованием вопросников и интервью;, 2) наблюдение за осуществлением процессов; 3) проверка самой системы управления и очистного оборудования.

Наиболее простым из них является опрос (интервью). Он дает быстрый результат, не требует больших затрат времени и средств. Выяснение вопроса занимает при опросе несколько минут, при обследовании — до часа, при проверке – несколько часов. В целях экономии времени и средств в процессе экологического аудита не нужна скрупулезная проверка каждой ситуации или документа. Напротив, он должен послужить оценке репрезентативного набора данных по каждой категории выполняемых природоохранительных законов и нормативов.

Оценка результатов аудита

На этом этапе выясняется, насколько выполняются цели программы аудита, а также значимость результатов, устанавливается соответствие требованиям, критериям аудита. В частности, происходит обмен мнениями и впечатлениями между участниками группы аудита.

Отчет о результатах аудита

Формальный процесс сообщения о результатах аудита начинается с краткого информирования руководящих и других работников предприятия. Это делается руководителем аудиторов в присутствии других членов группы по завершении исследований, проведенных на объекте. Целью такого брифинга является доведение до сведения руководства предприятия или программа общих предварительных выводов аудита. Сообщение должно быть устным и занять всего несколько минут.

Результаты аудита

Ведущим аудитором подготавливается окончательный отчет о результатах аудита, который представляется заказчику аудита или руководству предприятия. В свою очередь, руководство обеспечивает выполнение рекомендаций отчета.

Группа аудиторов по численности и составу должна быть такой, чтобы существовала возможность обмена идеями и выработки общего мнения. Оптимальным вариантом считается группа из 3-4 человек: двое их них должны быть компетентны в вопросах ЭА, а один или два – знакомы с деятельностью предприятия (не являясь! его сотрудниками). Отмечается, что группа должна внушить уважение администрации предприятия и уметь определить баланс между строгой проверкой и бесполезным вмешательством в деятельность предприятия. В случае, когда аудиторы не обладают специальными знаниями в области проверяемых процессов и технологий, то привлекается технический эксперт – человек, который обеспечивает команду аудита специфическими знаниями или экспертизой. Технический эксперт не действует как аудитор в команде аудита.

Наиболее успешные программы по экологическому аудиту включают в себя процедуры корректирующих действий. Все недостатки, отмеченные в отчете, вносятся в специальный план мероприятий, разработанный лицами, ответственными за корректирующие действия и контролируемыми руководством.

Наташа

Автор

Наташа — контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нефрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Распродажа дипломных

 Скидка 30% по промокоду Diplom2020